Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Судницыной С.П., Зиганшина И.К.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дальневосточной Межрегиональной Экологической Общественной Организации "Зеленый крест", Вшивковой Т.С. к администрации Хасанского муниципального района о признании общественных слушаний несостоявшимися, протокола общественных слушаний недействительным, инженерных изысканий неправомочными по апелляционной жалобе заявителей на решение Хасанского районного суда Приморского края от 14 июля 2014 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав объяснения заявителя Вшивковой Т.С., представителя ДВМ ЭОО "Зеленый крест"- Сазонову Ю.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации Хасанского муниципального района - Кулака В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДМВ ЭОО "Зеленый крест", Вшивкова Т.С. обратились в суд с вышеназванным заявлением, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ протоколом N администрация Хасанского муниципального района признала состоявшимися общественные слушания по рассмотрению материалов оценки воздействия на окружающую среду по Программе работ на выполнение инженерных изысканий по проекту "Завод СПГ в район г. Владивосток. Инженерные изыскания объектов морского терминала отгрузки СПГ и грузового причала". Данное решение заявители считают незаконным, принятым с нарушением регламентирующих нормативных актов и нарушающим права граждан на безопасную среду и право на участие в общественных слушаниях и обсуждении. Полагают, что при организации и проведении публичных слушаний допущены нарушения порядка информирования о публичных слушаниях, материалы по оценке воздействия на окружающую среду являются не полными и не объективными, протокол слушаний не подписан представителями жителей и общественных организаций, участвующих в слушаниях. Считают, что нарушены их права на участие в обсуждениях. Просили признать общественные слушания от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению материалов оценки воздействия на окружающую среду по Программе работ на выполнение инженерных изысканий по проекту "Завод СПГ в район г. Владивосток. Инженерные изыскания объектов морского терминала отгрузки СПГ и грузового причала" несостоявшимися; протокол N от ДД.ММ.ГГГГ проведения общественных слушаний, включая ОВОС, выполненную в составе ПМООС недействительным; инженерные изыскания "объектов морского терминала отгрузки СПГ и грузового причала", включая оценку воздействия на окружающую среду, выполненную в составе Перечня мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС) неправомочными.
В судебном заседании Вшивкова Т.С. от своего имени и как представитель ДМВ ЭОО "Зеленый крест" поддержала заявленные требования в полном объеме, дополнительно пояснила, что информация о проведении общественных слушаний была опубликована ненадлежащим лицом, в публикации неверно указано место оказания воздействия на окружающую среду, в протокол не включены выступления отдельных участников, решение о проведении слушаний было принято администрацией Хасанского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ , слушания проведены ДД.ММ.ГГГГ , то есть через 4 дня после издания постановления, что противоречит действующему законодательству.
Представитель администрации возражал против удовлетворения требований. Представил письменный отзыв, из которого следует, что заявителями не представлено доказательств нарушения администрацией Хасанского муниципального района правил проведения общественных слушаний; заявители в слушаниях участвовали, замечания по документам, представленным на обсуждение, были направлены на экспертизу; информирование населения о проведении слушаний происходило в соответствии с действующим законодательством; закон не предусматривает обязанность организатора общественных слушаний подписывать протокол слушаний у общественных организаций и граждан; заявители с предложением подписания протокола слушаний не обращались. Просил в удовлетворении требований отказать.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласились заявители, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Морская арктическая геологоразведочная экспедиция" и ООО "ЭкоСкай" по заказу ОАО "ВНИПИгаздобыча" являются разработчиками Программы работ на выполнение инженерных изысканий по объекту "Завод СПГ в районе г. Владивосток". Инженерные изыскания объектов морского терминала отгрузки СПГ и грузового причала".
ДД.ММ.ГГГГ ООО "ЭкоСкай" обратилось к главе Хасанского муниципального района об организации общественных обсуждений материалов оценки воздействия на окружающую среду по Программе работ на выполнение инженерных изысканий по объекту "Завод СПГ в районе г. Владивосток". Инженерные изыскания объектов морского терминала отгрузки СПГ и грузового причала.
В газете "Транспорт России" за ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ в газете "Приморская газета", ДД.ММ.ГГГГ в газете "Хасанские вести" опубликованы сообщения о проведении общественных слушаний по "Программе работ на выполнение инженерных изысканий по объекту "Завод СПГ в районе г. Владивосток". Инженерные изыскания объектов морского терминала отгрузки СПГ и грузового причала", содержащие материалы оценки воздействия на окружающую среду.
ДД.ММ.ГГГГ по указанным в извещении вопросам проведены общественные обсуждения в форме публичных слушаний.
В слушаниях заявители принимали непосредственное участие.
По результатам общественных слушаний составлен протокол, из содержания которого следует, что граждане и общественные организации принимали участие в обсуждении материалов, на поставленные ими вопросы представителем ОАО "МАГЭ" даны ответы. По результатам обсуждений общественные слушания признаны состоявшимися; выполнение изыскательских работ в рассматриваемых материалах "Программа работ на выполнение инженерных изысканий по объекту "Завод СПГ в районе г. Владивосток". Инженерные изыскания объектов морского терминала отгрузки СПГ и грузового причала" не противоречит общественному мнению; принятые технические решения позволяют минимизировать негативное воздействие на окружающую среду при строгом соблюдении мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных ПМООС; намеченная деятельность может быть реализована при условии строгого соблюдения требований экологической, природоохранной и промышленной безопасности; при разработке итоговых материалов оценки воздействия на окружающую среду в обязательном порядке должны быть учтены замечания, представленные в Приложении N к настоящему Протоколу.
Данный протокол подписан председателем и членами организационной комиссии по подготовке и проведению общественных обсуждений.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон в суде.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза объектов проводится при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Статья 3 Федерального закона от 23.11.1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" устанавливает принципы экологической экспертизы.
Среди принципов, на которых основывается экологическая экспертиза, предусмотрен принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
Одними из полномочий, закрепленных статьей 9 указанного Федерального закона за органами местного самоуправления, являются полномочия по организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
В силу части 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Согласно пункту 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года N 372 участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
В силу пункта 4.9 Положения порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.
При этом согласно пункту 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.
Кроме того, в силу пунктов 4.5 и 4.6 Положения заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации и обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.
Согласно пунктам 4.9 и 4.11 заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола и в конечном итоге обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Основное бремя по проведению общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы законодательством возложено на заказчика.
Разрешая заявленные требования, оценив все представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд верно исходил из того, что процедура проведения общественных слушаний по материалам "Программа работ на выполнение инженерных изысканий по объекту "Завод СПГ в районе г. Владивосток". Инженерные изыскания объектов морского терминала отгрузки СПГ и грузового причала" по вопросам оценки воздействия на окружающую среду при выполнении инженерных изысканий, была проведена заказчиком в соответствии с требованиями Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года N 372, а, следовательно, требования о признании общественных слушаний несостоявшимися и отмене результатов необоснованны и верно оставлены судом без удовлетворения.
При этом, отказывая в удовлетворении требований суд верно указал, что извещения о дате проведения общественных слушаний были опубликованы в соответствующих изданиях своевременно. Граждане и общественные организации имели возможность ознакомится с материалами документации "Программа работ на выполнение инженерных изысканий по объекту "Завод СПГ в районе г. Владивосток". Инженерные изыскания объектов морского терминала отгрузки СПГ и грузового причала", включая оценку воздействия на окружающую среду, выполненную в составе Перечня мероприятий по охране окружающей среды в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ . И, согласно тексту оспариваемого протокола, воспользовались данным правом, оставив в Книге предложений и замечаний на материалы 6 отзывов.
Нарушений прав заявителей судом не установлено, поскольку они надлежащим образом были извещены об общественных слушаниях, присутствовали на них и представили свои возражения. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что со стороны заказчика чинились какие-либо препятствия к осуществлению прав и свобод ДВМ ЭОО "Зеленый крест" и Вшивковой Т.С., в том числе на подписание протокола N от ДД.ММ.ГГГГ , не установлено.
Как указывалось выше обязанность по информированию общественности о проведении общественных слушаний возложена на заказчика, которыми являлись ОАО "Морская арктическая геологоразведочная экспедиция" и ООО "ЭкоСкай", следовательно, издание главой муниципального района постановления о проведении общественных слушаний ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о нарушении порядка информирования.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не имеет, поскольку заявители жалобы выражают несогласие с правовой оценкой доказательств, отраженной в решении суда, настаивая на том, что нарушена процедура проведения общественных слушаний. Между тем они не представили каких-либо документальных данных, которые могли бы повлиять на выводы суда, изложенные в решении, и послужить основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 14 июля 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.