Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Зиганшина И.К., Судницыной С.П.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антоновой Т.Г. о признании незаконным отказа Департамента труда и социального развития Приморского края в назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения по апелляционной жалобе Антоновой Т.Г. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 5 мая 2014 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения представителя заявителя Плевако С.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антонова Т.Г. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что она является пенсионером по старости, а также ветераном труда, до выхода на пенсию работала в Кавалеровском горном техникуме преподавателем математики до 4 сентября 1989 года. Мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения в соответствии с Законом Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" она пользовалась с 27 февраля 2008 года по 31 августа 2011 года. Письмом Департамента труда и социального развития Приморского края от 13 декабря 2013 года N 26огр-03/2487 в предоставлении мер социальной поддержки ей отказано по причине того, что такое право распространяется только на работающих преподавателей техникумов, расположенных в сельской местности. Данный отказ она считает необоснованным и незаконным, так как льгота на бесплатную жилую помощь с отоплением и освещением ей предоставлялась по август 2011 года за счет средств краевого бюджета, и Закон Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" не связывает возникновение права на получение мер социальной поддержки со временем выхода на пенсию, порядком финансирования образовательного учреждения и его принадлежностью. Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Кавалеровский горный техникум" с 1 января 2012 года передано в собственность Приморского края и переименовано в краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования. В силу этого она имеет право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета Приморского края. По изложенным основаниям заявитель просила суд признать отказ Департамента труда и социального развития Приморского края в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения от 13 декабря 2013 года незаконным и обязать Департамент труда и социального развития Приморского края устранить допущенное нарушение ее прав.
В судебном заседании представитель заявителя Плевако С.М. заявленные требования поддержал.
Представитель Департамента труда и социального развития Приморского края Кузнецова О.В. заявленные требования не признала, указав, что оспариваемое заявителем письмо от 13 декабря 2013 года является ответом на совместное обращение граждан, поступившее в адрес Губернатора Приморского края, и не является решением об отказе в назначении мер социальной поддержки конкретному лицу.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Антонова Т.Г., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, заявитель Антонова Т.Г. является пенсионером по старости с 8 февраля 1988 года. До 25 ноября 1996 года Антонова Т.Г. работала преподавателем в Кавалеровском горном техникуме.
По данным трудовой книжки и по сведениям, представленным КГБ ПОУ "Кавалеровский многопрофильный колледж", на момент выхода Антоновой Т.Г. на пенсию Кавалеровский горный техникум являлся ведомственным образовательным учреждением и находился в ведении Министерства цветной металлургии СССР. В дальнейшем Кавалеровский горный техникум находился в подчинении Министерства металлургии СССР, Министерства промышленности РСФСР, и на момент увольнения Антоновой Т.Г. находился в ведении Комитета Российской Федерации по металлургии.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей с 11 января 2011 года, предусматривалось, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", действующего с 1 сентября 2013 года.
Правовые гарантии социальной поддержки льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края, установлены Законом Приморского края от 29 декабря 2004 года N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (далее - Закон N 206-КЗ).
Согласно части 5 статьи 14 Закона N 206-КЗ педагогические работники государственных (краевых) образовательных организаций, муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также в рабочих поселках (поселках городского типа), существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 года на территории Приморского края (далее - педагогические работники образовательных организаций), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Частью 2 статьи 14(1) Закона N 206-КЗ предусмотрено, что право на меры социальной поддержки, предусмотренные частью 5 статьи 14 настоящего Закона, сохраняется за:
1) педагогическими работниками образовательных организаций, проживающими в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 года на территории Приморского края:
а) вышедшими на пенсию из организаций (учреждений), финансируемых за счет средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, общий стаж работы которых в сельских населенных пунктах и поселках городского типа в данных организациях (учреждениях) и в ведомственных организациях (учреждениях), расположенных на территории Российской Федерации, составляет не менее 10 лет независимо от того, продолжают они работать или нет;
б) уволившимися в связи с ликвидацией организации (учреждения), финансируемого за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Приморского края, либо сокращением численности или штата работников данной организации (учреждения), не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющих страховой стаж в этих организациях (учреждениях) продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, и выходом на пенсию из различных организаций независимо от того, продолжают они работать или нет;
в) вышедшими на пенсию из ведомственных организаций (учреждений), расположенных на территории Российской Федерации, до 31 декабря 2004 года при общем стаже работы в сельских населенных пунктах и поселках городского типа в данных организациях (учреждениях) и в организациях (учреждениях), финансируемых за счет средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не менее 10 лет независимо от того, продолжают они работать или нет;
2) за педагогическими работниками, вышедшими на пенсию и пользовавшимися этой льготой в период проживания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа в случаях преобразования их в города (по состоянию на 31 декабря 2004 года).
Отказывая в удовлетворении заявления Антоновой Т.Г., суд пришел к выводу о том, что заявитель не имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 5 статьи 14 Закона N 206-КЗ, поскольку Антонова Т.Г. вышла на пенсию в тот период времени, когда Кавалеровский горный техникум являлся федеральным образовательным учреждением и финансировался из федерального бюджета.
Данный вывод суда, как несоответствующий фактическим обстоятельствам дела, нельзя признать правильным, поскольку согласно материалам дела на момент выхода Антоновой Т.Г. на пенсию в феврале 1988 года Кавалеровский горный техникум являлся ведомственным образовательным учреждением и находился в подчинении Министерства цветной металлургии СССР.
Следовательно, заявитель Антонова Т.Г., как вышедшая на пенсию из ведомственного образовательного учреждения до 31 декабря 2004 года, при наличии у нее общего стажа работы в сельских населенных пунктах и поселках городского типа в данном учреждении не менее 10 лет, относится к категории лиц, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 2 статьи 14(1) Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", и поэтому имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 5 статьи 14 указанного Закона.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку оспариваемым ответом Департамента труда и социального развития Приморского края от 13 декабря 2013 года Антоновой Т.Г. фактически отказано в предоставлении мер социальной поддержки, установленных Законом Приморского края от 29 декабря 2004 года N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", и принятое решение, как несоответствующее указанному закону, повлекло нарушение права заявителя, заявленное требование о признании оспариваемого решения, выраженного в письменном ответе на обращение, незаконным подлежит удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
С учетом указанных разъяснений оснований для удовлетворения требования Антоновой Т.Г. о возложении на Департамент труда и социального развития Приморского края обязанности назначить ей меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения не имеется в силу следующего.
Порядок предоставления педагогическим работникам краевых государственных образовательных организаций, муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также в рабочих поселках (поселках городского типа), существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 года на территории Приморского края, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения утвержден Постановлением Администрации Приморского края от 21 декабря 2011 года N 328-па (далее - Порядок).
Предоставление компенсаций в соответствии с установленным Порядком производится территориальными отделами департамента труда и социального развития Приморского края на основании документов, перечисленных в пункте 4 Порядка.
Согласно пункту 8 Порядка решение о предоставлении или об отказе в предоставлении компенсации принимается территориальным отделом по результатам проверки представленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка документов в течение 15 рабочих дней со дня их принятия.
Установленный Постановлением Администрации Приморского края от 21 декабря 2011 года N 328-па порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения заявителем Антоновой Т.Г. не соблюден, между тем возможность соблюдения заявителем установленного порядка не утрачена.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке и принятия нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 5 мая 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Антоновой Т.Г. удовлетворить частично.
Признать отказ Департамента труда и социального развития Приморского края, выраженный в письме от 13 декабря 2013 года N 26огр-03/2487, в предоставлении Антоновой Т.Г. мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Приморского края от 29 декабря 2004 года N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" незаконным.
В удовлетворении заявления Антоновой Т.Г. в остальной части отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.