Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего: Криволаповой Е.А.
судей краевого суда: Журавлевой О.В. и Фоминова Р.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сухомлиновой Д.И.,
по докладу судьи Журавлевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края
на решение Георгиевского городского суда от 30 мая 2014 года
по иску Крамкова А.А., Крамковой И.А., Крамкова А.А. к Министерству образования и молодежной политики Ставропольского края, Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ Ставропольского края о включении в сводный список граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, возложении обязанности предоставления специализированного жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛА:
Крамков А.А., Крамкова И.А. и Крамков А.А. обратились в суд с иском к Министерству образования и молодежной политики Ставропольского края, Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ Ставропольского края о включении в сводный список граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, возложении обязанности предоставления специализированного жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в обоснование которого указали, что они относятся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МО с. Краснокумское от 22 ноября 2013 года истцы были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, включены в книгу учета граждан, нуждающихся в жилом помещении детей, оставшихся без попечения родителей. Министерством образования и молодежной политики СК истцам было отказано во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, поскольку решением Георгиевского городского суда от 09 июня 2000 года за истцами закреплен жилой дом по адресу: с ...
Решением Георгиевского городского суда от 30 мая 2014 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал Министерство образования и молодежной политики СК включить истцов в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
На Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ СК возложена обязанность обеспечить истцов жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда СК по договорам социального найма.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ СК по доверенности Лобанович А.В. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. начальника отдела образования администрации Георгиевского муниципального района СК Сухова С.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав истцов Крамкова А.А., Крамкову И.А., Крамкова А.А., просивших решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, признав возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о дне слушания дела надлежащим образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года N7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также тем, что истцы относятся к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеют, общая площадь закрепленного за ними жилого помещения составляет менее учетной нормы.
Из доводов апелляционной жалобы следует, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Основания для предоставления истцам жилого помещения отсутствуют, поскольку ни в 2013 году, ни в 2014 году они не были включены в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями. Суд не принял во внимание п. 3 постановления Правительства СК от 20 июня 2013 года N240-п, согласно которому жилые помещения предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации. Истцы с таким заявлением в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ СК не обращались. Заявитель считает, что истцами не был соблюден досудебный порядок разрешения спора.
Указанные доводы жалобы судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Приказом министерства образования Ставропольского края от 20.12.2012 N 1208-пр утвержден Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно п. 4 данного Порядка Минобразования края на основании представленных уполномоченными муниципальными органами сведений формирует Список детей-сирот и направляет его в срок до 15 января и 15 июля в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края для последующего обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 N 240-п, основанием для принятия уполномоченным органом в области управления жилищным фондом решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, указанного в пункте 2 настоящего Порядка, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленный в установленном порядке органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление в сфере образования, и достигшего возраста 18 лет или признанного в установленном порядке полностью дееспособным до достижения им совершеннолетия.
Из материалов дела следует, истцы, относящиеся к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма ( л.д. 33, 34, 35).
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края отказано во включении истцов в сводный список детей - сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда СК в 2014 году, в связи с тем, что за ним закреплено жилое помещение ( л.д. 6).
Действительно, заочным решением Георгиевского городского суда от 09 июня 2000 года за истцами закреплено жилое помещение по адресу: ... , общей площадью 80,3 кв. м. ( л.д. 7, 25). Однако в данном жилом помещении проживают и зарегистрированы 8 человек ( л.д. 23). Таким образом, площадь закрепленного за истцами жилого помещения не соответствует минимальной учетной норме на человека ( согласно решению Совета депутатов муниципального образования села Краснокумского Георгиевского района СК N70 от 28.11.2008 года учетная норма составляет 15 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, л.д. 24).
Поскольку истцы относятся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, площадь закрепленного за ними жилого помещения составляет менее учетной нормы, в собственности жилого помещения они не имеют ( л.д. 27, 28, 29, 30,31, 32), то суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы не обращались в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ СК с заявлением о предоставлении жилого помещения, не могут быть приняты. Из п. 3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края следует, что заявление может быть подано только лицом, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленный в установленном порядке органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление в сфере образования. Невключение истцов в сводный список препятствовало им подать заявление в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ СК о предоставлении специализированного жилого помещения. В данном случае истцы были лишены своего права на обеспечение государством жилым помещением в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Георгиевского городского суда от 30 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.