Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего: Криволаповой Е.А.
судей краевого суда: Журавлевой О.В. и Фоминова Р.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сухомлиновой Д.И.,
по докладу судьи Журавлевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Гранкина В.С.
на решение Георгиевского городского суда от 05 июня 2014 года
по иску Гранкиной Л.Я. к Москаленко Н.В., Гранкину В.С. о признании договора дарения земельного участка в части дарения 54\100 долей недействительным, применении последствий недействительности части сделки путем приведения сторон в первоначальное положение, прекращении права собственности на земельный участок, признании права собственности на 54\100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛА:
спор возник по признанию договора дарения земельного участка от 18 декабря 2013 года, заключенного между Гранкиным В.С. и Москаленко Н.В., в части дарения 54\100 доли недействительным.
В обоснование иска истица указала, что 20 января 1957 года она вступила в брак с Гранкиным В.С. В период брака ими был построен дом по ул ... , который был зарегистрирован на имя Гранкина В.С. На основании постановления главы администрации города Георгиевска от 12 ноября 1992 года N1406 Гранкину В.С. 21 января 1993 года было выдано свидетельство о праве собственности на землю при жилом доме на праве пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью 555 кв.м. 15 марта 1994 года брак между истицей и Гранкиным В.С. был расторгнут. Решением Георгиевского городского суда от 07 ноября 1995 года за Гранкиной Л.Я. было признано право собственности на 54\100 доли жилого дома, а за Гранкиным В.С. - 46\100 доли, также определен порядок пользования жилыми помещениями. 18 декабря 2013 года Гранкин В.С. подарил 46\100 доли на жилой дом и весь земельный участок своей дочери Москаленко Н.В. Считает, что договор дарения является недействительным, поскольку нарушает права истицы на общее имущество супругов, так как спорный земельный участок был приобретен в период брака и является общей собственностью супругов. Согласие на отчуждение земельного участка истица не давала.
Решением Георгиевского городского суда от 05 июня 2014 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал договор дарения земельного участка по ул ... от 18 декабря 2013 года, заключенный между Гранкиным В.С. и Москаленко Н.В., недействительным в части дарения 54\100 доли.
Применены последствия недействительности части сделки путем приведения сторон в первоначальное положение.
Прекращено право собственности Москаленко Н.В. на земельный участок по ул. ... , зарегистрированное 30 декабря 2013 года в ЕГРП за N ...
Суд признал за Гранкиной Л.Я право собственности на 54\100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по ул ...
В апелляционной жалобе Гранкин В.С. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истицы по доверенности Гранкин Н.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав представителей Гранкиной Л.Я. адвоката Сорокину С.А. и Гранкина Н.В., просивших решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, признав возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о дне слушания дела надлежащим образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 34, 35 38 Семейного кодекса РФ, ст. ст. 166, 167, 168, 200 ГК РФ, признав спорный земельный участок совместной собственностью супругов, поскольку участок был предоставлен истцу в период брака с ответчицей. Также суд указал, что срок исковой давности подлежит исчислению с момента, когда истица узнала о нарушении своего права, то есть с февраля 2014 года, а потому срок исковой давности ею не пропущен.
Из доводов апелляционной жалобы следует, что суд не применил трехлетний срок исковой давности. Ответчик считает, что срок исковой давности следует исчислять с момента обращения с иском о разделе имущества, то есть с 1995 года. Поскольку договор дарения был заключен в 2013 году, то есть по истечении 17 лет после расторжения брака, то согласия истицы на совершение сделки дарения не требовалось. Суд не учел, что в 1993 году земельный участок был предоставлен Гранкину В.С. в пожизненное наследуемое владение, а потому Гранкиной Л.Я. могло перейти только право пользования земельным участком, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ей на праве собственности.
Указанные доводы жалобы судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
В силу ст. 35 Семейного кодекса РФ для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Из материалов дела следует, что с 20 января 1957 года по 15 марта 1994 года истица состояла в зарегистрированном браке с ответчиком ( л.д. 10, 11).
В период брака ответчику предоставлен земельный участок площадью 555 кв. м. по ул. ... на праве пожизненного наследуемого владения ( л.д. 17).
Решением Георгиевского городского суда от 07 ноября 1995 года за Гранкиной Л.Я. было признано право собственности на 54\100 доли жилого дома, а за Гранкиным В.С. -46\100 доли, также определен порядок пользования жилыми помещениями ( л.д. 12-13). Спорный земельный участок после расторжения брака разделен не был.
Поскольку земельный участок был предоставлен ответчику в период брака, то суд первой инстанции с учетом требований ст. 34 СК РФ правомерно пришел к выводу, что данное имущество является совместной собственностью супругов.
Таким образом, сделка дарения спорного земельного участка ( договор дарения от 18.12.2013 года л.д. 32-33) была совершена ответчиком в нарушение ст. 35 СК РФ без согласия истицы, а потому является недействительной в части дарения 54\100 доли ( ст. ст. 167, 168 ГК РФ).
Кроме того, суд обоснованно учел принцип единства судьбы земельного участка и жилого дома, расположенного на нем ( ст. 1 ЗК РФ).
Доводы жалобы о пропуске истицей срока исковой давности, не могут быть приняты.
В силу ч. 7 ст. 38 СК РФ, к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.
В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" разъяснено, что течение трехлетнего срока исковой давности для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, брак которых расторгнут (ч. 7 ст. 38 СК РФ), следует исчислять не со времени прекращения брака (дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - дня вступления в законную силу решения), а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права ( п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Договор дарения земельного участка был заключен между Гранкиным В.С. и Москаленко Н.В. 18 декабря 2013 года. В своем иске истица указала, что узнала о нарушении своего права в феврале 2014 года, когда получила выписку из ЕГРП. Следовательно, срок исковой давности следует исчислять с февраля 2014 года. С иском в суд истица обратилась 25 марта 2014 года, то есть в пределах срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Георгиевского городского суда от 05 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.