Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Ситьковой О.Н.,
судей Шетогубовой О.П., Мясникова А.А.
с участием прокурора Ледовской Н.В.
при секретаре судебного заседания Сухомлиновой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Пятигорска Осипян П.А. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 23 мая 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора г.Пятигорска в защиту интересов Пожидаевой О.А. к администрации г. Пятигорска о возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду,
заслушав доклад судьи Шетогубовой О.П.,
УСТАНОВИЛ:
В исковом заявлении прокурор г. Пятигорска в обоснование заявленных требований суду сообщил, что Пожидаева О.А. является матерью троих несовершеннолетних детей: Пожидаева Д.А., ( ... ) года рождения, Пожидаева Д.А., ( ... )года рождения, Пожидаевой В.А., ( ... ) года рождения; на территории г. Пятигорска Ставропольского края постоянно проживает более трех лет.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 28 ЗК РФ семья Пожидаевой О.А. является многодетной и она имеет право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки.
Случаи и порядок приобретения гражданами, имеющими трех и более детей, земельных участков определяются законами субъектов Российской Федерации, в частности, законом Ставропольского края от 12 апреля 2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
Законом Ставропольского края от 11 марта 2014 года N 17-кз "О внесении изменений в закон Ставропольского "О некоторых вопросах регулирования земельных отношении" в вышеуказанный нормативно-правовой акт Ставропольского края внесены изменения в части порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей.
Согласно ст. 12.1 закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" в целях приобретения в аренду земельного участка один из родителей в многодетной семье подает заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления по месту жительства.
Выбор земельного участка для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, согласование данного выбора с гражданами, имеющими трех и более детей, и предоставление им информации о наличии свободных земельных участков осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.
При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданами, имеющими трех и более детей, принимает решение о предоставлении им земельного участка в аренду и информирует их об этом.
Земельный участок предоставляется для указанных целей в аренду на срок 49 лет в порядке, предусмотренном указанной статьей.
Согласно п. 1 ст. 12.2 закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" в случае отсутствия на территории муниципального образования Ставропольского края свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный осуществлять учет и управление земельными участками, находящимися в собственности Ставропольского края, для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края.
При этом в действующей редакции закона, как и в предыдущей, оставлены без изменения основополагающие понятия: под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, признанные законом Ставропольского края от 27 декабря 2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" многодетной семьей.
Кроме того, действующая редакция закона по прежнему корреспондирует обязанность органа местного самоуправления предоставить гражданам, имеющим трех и более детей, земельный участок фактическому наличию на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка.
До настоящего времени семья Пожидаевой О.А. остается многодетной; на территории г. Пятигорска имеются свободные земельные участки: в мкр. Молодежный с. Золотушка г. Пятигорска.
Кроме того, наличие на территории г. Пятигорска свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет администрация г. Пятигорска, подтверждается необращением в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный осуществлять учет и управление земельными участками, находящимися в собственности Ставропольского края, для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края.
По изложенным в исковом заявлении основаниям прокурор г. Пятигорска просил суд обязать администрацию г. Пятигорска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить семье Пожидаевой О.А. сформированный в установленном законом порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок 49 лет в соответствии с соблюдением порядка и условий предоставления земельных участков.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 23 мая 2014 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию г.Пятигорска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Пожидаевой О.А. сформированный в установленном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 49 лет.
Не согласившись с данным решением, представитель администрации г. Пятигорска Осипян П.А. подала апелляционную жалобу, в которой указала, что по состоянию на 20 января 2014 года на учете состоит 609 многодетных семей. Пожидаева О.А. поставлена на учет на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства под номером 42, о чем проинформирована письмом от 4 февраля 2013 года. В целях реализации положений федерального и краевого законодательства администрацией города Пятигорска определены два района индивидуальной жилой застройки микрорайон Молодежный в районе с. Золотушка площадью 27,7 га на 260 участков и в пос. Нижнеподкумский площадью 31 га на 400 участков. По завершению работ по разработке и утверждению проектов планировки территории вышеуказанных микрорайонов индивидуальной жилой застройки администрация города Пятигорска сможет приступить к реализации своих полномочий по формированию земельных участков для предоставления их в аренду многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Законом Ставропольского края от 12 апреля 2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений. При этом указанным законом не предусматриваются конкретные сроки предоставления земельных участков данной категории граждан, находящимся в очереди на его получение. Пожидаева О.А. обратилась в администрацию города Пятигорска с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду 9 января 2013 года. Согласно ответа администрации города Пятигорска от 4 февраля 2013 года Пожидаева О.А. поставлена на учет для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства под номером 42. Таким образом, администрацией города Пятигорска не нарушены сроки постановки многодетной семьи на учет. Что касается сроков предоставления земельных участков, то таких сроков в указанном законе не предусмотрено, в связи с чем земельный участок Пожидаевой О.А. будет предоставлен в порядке очередности с учетом даты и времени поступления ее заявления. Также представитель Осипян П.А. считает, что прокурор не обосновал в своем заявлении необходимость своего обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Пожидаевой О.Л. Согласно статье 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Учитывая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Пожидаевой О.А., прокурора Ледовскую Н.В., проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в процессе проверки решения установили следующее.
Пожидаева О.А., являясь матерью троих несовершеннолетних детей: Пожидаева Д.А., ( ... )года рождения, Пожидаева Д.А., ( ... )года рождения, Пожидаевой В.А., ( ... )2001 года рождения, постоянно проживающая более трех лет на территории г. Пятигорска Ставропольского края, 09 января 2013 года обратилась в орган местного самоуправления в целях получения земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Администрацией г. Пятигорска Пожидаева О.А. поставлена на учет для предоставления такого земельного участка под номером 42.
Как следует из возражений представителя администрации г. Пятигорска Осипян П.А. на исковое заявление, по состоянию на 20 января 2014 года на учете состоит 609 многодетных семей. Пожидаева О.А. поставлена на учет на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства под номером 42 (л.д. 37-42).
Удовлетворяя требования прокурора г. Пятигорска о возложении на администрацию г. Пятигорска обязанности предоставить семье Пожидаевых сформированный в установленном законом порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет в соответствии с соблюдением порядка и условий предоставления земельных участков, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими возникшие спорные правоотношения, - положениями Земельного кодекса РФ, Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" и другими нормативно-правовыми актами.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходя из материалов дела и положений абзаца 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ и части 1 статьи 12.1 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" пришел к обоснованному выводу о наличии у семьи Пожидаевых права на получение однократно бесплатно в собственность земельного участка.
Частью 1 ст. 12.1 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года N 21-кз установлено, что в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления. При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, администрацией г. Пятигорска определены два района индивидуальной жилой застройки -микрорайон Молодежный в с.Золотушка площадью 27,7 га на 260 участков и в пос.Нижнеподкумский площадью 31 га на 400 участков.
Таким образом, как правильно отмечено судом первой инстанции, в настоящее время у органа местного самоуправления г. Пятигорска имеются в распоряжении свободные земельные участки для предоставления их под индивидуальное жилищное строительство.
Вместе с тем, до настоящего времени решение о предоставлении Пожидаевой О.А. испрашиваемого земельного участка в аренду под ИЖС администрацией г. Пятигорска не принято.
Ответчик как в возражениях на исковое заявление, так и в апелляционной жалобе указывает, что администрация г. Пятигорска сможет приступить к реализации своих полномочий по формированию земельных участков для предоставления их в аренду многодетным семьям для ИЖС только по завершению работ по разработке и утверждению проектов планировки территории вышеуказанных микрорайонов индивидуальной жилой застройки.
Действительно, согласно пунктам 1, 2 статьи 44, пунктам 4, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
По смыслу п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ указывает на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, и проведение работ по формированию земельного участка.
Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В то же время отсутствие решений по своевременной подготовке документации по планировке территории не должно ограничивать право соответствующих категорий граждан на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено создание условий для жилищного строительства.
В данном случае на орган местного самоуправления возложена обязанность по формированию и предоставлению земельного участка, куда входит обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (плане застройки), выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и постановке его на кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре".
В силу указанных выше положений закона ответчик обязан предоставить истцу сформированный в установленном законом порядке земельный участок.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание, что администрацией г. Пятигорска не приняты меры по обращению Пожидаевой О.А., направленные на реализацию гарантированного ей действующим законодательством права на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, суд первой инстанции, установив наличие находящихся в ведении администрации г. Пятигорска свободных земельных участков, расположенных в с. Золотушка и пос. Нижнеподкумском г. Пятигорска и предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов, пришел к обоснованному выводу о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить Пожидаевой О.А. соответствующий земельный участок в аренду на срок сорок девять лет.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости предоставления указанного земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Так, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" предусмотрен двухмесячный срок на исполнение судебного акта. Предоставление земельного участка многодетным семьям осуществляется в порядке очередности в соответствии со статьей 12.1 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" N 21-кз. Оснований для установления шестимесячного срока для проведения работ по предоставлению Пожидаевой О.А. сформированного в установленном законом порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на сорок девять лет, действующим законодательством не предусмотрено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить, исключив из резолютивной части указание на шестимесячный срок проведения работ по предоставлению Пожидаевой О.А. сформированного в установленном законом порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на сорок девять лет.
Доводы апелляционной жалобы о проведении администрацией г.Пятигорска работ по разработке документации по планировке, утверждению проекта планировки, не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения в разумные сроки возложенной на него законом обязанности по предоставлению истице земельного участка под ИЖС.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор праве обратится в суд с заявлением о защите прав и свобод гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратится в суд, судебная коллегия не может признать обоснованными в данном случае, поскольку в материалах дела имеется копия заявления Пожидаевой О.А. на имя прокурора г. Пятигорска, в котором она просит провести проверку по факту непредоставления ей земельного участка, и при необходимости просит обратиться его в суд в ее интересах, а согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ, указанное представителем ответчика ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции также не содержат, поскольку не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
С учетом приведенных обстоятельств, решение суда в целом следует признать законным и обоснованным, поскольку судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований, влекущих отмену постановленного по делу решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 23 мая 2014 года изменить, исключив из резолютивной части указание на шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу по предоставлению Пожидаевой О.А. сформированного в установленном законом порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок 49 лет в соответствии с соблюдением порядка и условий предоставления земельных участков.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.