Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего судьи Переверзевой В.А.,
судей краевого суда: Медведевой Д.С., Гедыгушева М.И.
при секретаре: Б.,
с участием прокурора Дремовой М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2014 года
дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в лице полномочного представителя Кругловой А.Н.
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 11 июня 2014 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора Промышленного района г.Ставрополя в защиту прав, свобод и законных интересов Сысоевой Е.В. к министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Переверзевой В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Промышленного района г.Ставрополя в защиту прав, свобод и законных интересов Сысоевой Е.В. обратился в суд с иском к министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Свои требования истец мотивировал тем, что в прокуратуру Промышленного района с заявлением обратилась Сысоева Екатерина Владимировна по факту не предоставления ей жилого помещения.
Проверкой было установлено, что Сысоева Екатерина Владимировна, 09.10.1990 года рождения является сиротой, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями и 31.07.2013 года направлен в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК для заключения договора найма жилого помещения с Сысоевой Е.В.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
07.02.2014 года Сысоева Е.В. обратилась в министерство строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства СК с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Однако до настоящего времени Сысоева Е.В. специализированным жилым помещением необеспеченна.
Со ссылкой на положения Конституции Российской Федерации, ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", Закона СК "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", прокурор просил возложить на ответчика обязанность предоставить Сысоевой Е.В. специализированное жилье по договору найма специализированного жилья в виде благоустроенного жилого дома (квартиры) по нормам предоставления площади жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 11 июня 2014 года исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г.Ставрополя в защиту прав, свобод и законных интересов Сысоевой Е.В. к министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края- удовлетворены.
Суд обязал министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Сысоевой Екатерине Владимировне, 09.10.1990 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям г. Ставрополя.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Круглова А.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Промышленного района г.Ставрополя в защиту прав, свобод и законных интересов Сысоевой Е.В. отказать в полном объеме. Указал на то, что решение суда является незаконным, необоснованным. Судом нарушены нормы процессуального права, неправильно применены нормы материального права. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что Сысоева Е.В. обратилась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда СК лишь 07 февраля 2014 года и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером ... Тогда как согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Сысоевой Е.В.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В адрес судебной коллегии поступило ходатайство от представителя министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Лобанович А.В. о рассмотрении дела в апелляционном порядке в отсутствие представителя ответчика.
В судебное заседание явилась: истец Сысоева Е.В.
Иные лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.327 ГПК РФ.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав прокурора Дремову М.Д., считавшую решение суда не подлежащим отмене, заслушав Сысоеву Е.В. возражавшую по доводам апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 25 ноября 2013 года) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела Сысоева Е.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями и 31.07.2013 года направлен в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК для заключения договора найма жилого помещения с Сысоевой Е.В.
07.02.2014 года Сысоева Е.В. обратилась в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Однако до настоящего времени Сысоева Е.В. специализированным жилым помещением не обеспечена.
Проанализировав вышеуказанные нормы закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК обязано предоставить жилое помещение Сысоевой Е.В. на территории города Ставрополя.
Так в соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года N 60-п "О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 N 330-п, от 03.06.2011 N 213-п, от 21.09.2011 N 362-п, от 29.06.2012 N 220-п).
На основании ст. 6 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций (в ред. Законов Ставропольского края от 08.02.2006 N 5-кз, от 20.06.2006 N 37-кз, от 01.03.2007 N 1-кз, от 26.12.2007 N 82-кз, от 11.11.2008 N 79-кз, от 02.06.2009 N 30-кз, от 28.07.2010 N 73-кз, от 04.03.2011 N 17-кз, от 14.03.2013 N 15-кз, от 10.12.2013 N 118-кз).
Согласно приложениями 3, 5 Закона Ставропольского края от 27.12.2011 N 95-кз "О бюджете Ставропольского края на 2012 год", Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края входит в состав главных администраторов доходов краевого и местных бюджетов.
В соответствии с приложением 9 к указанному закону министерству строительства и архитектуры Ставропольского края выделены денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Исходя из того, что процессу предоставления субсидии для покупки либо строительства жилья предшествуют: во-первых, направление заявки органом местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти для получения денежных средств и, во-вторых, выделение денежных средств уполномоченным органом, в связи, с чем Министерство строительства и архитектуры является надлежащим ответчиком по иску прокурора.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 11 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.