Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Попова В.А.
судей Савина А.Н., Калединой Е.Г.
с участием секретаря судебного заседания Мараховского С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - Кругловой А.Н.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 25 июня 2014 года
по иску прокурора Новоалександровского района в интересах Б. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности предоставить специализированное жилье и заключить договор найма специализированного жилья,
заслушав доклад судьи Савина А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новоалександровского района, в интересах Б., в мае 2014 года обратился в суд с указанным иском о представлении Б., как сироте, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке Федерального закона N 159-ФЗ "О социальных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" \л.д. 2-6\.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 25 июня 2014 года иск прокурора Новоалександровского района в интересах Б. удовлетворен. Суд обязал Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Б., ... года рождения, специализированное жилое помещение на территории Новоалександровского муниципального района Ставропольского края.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано \л.д. 48, 49-58\.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - Круглова А.Н. просит решение суда отменить и постановить новое решение об отказе в иске. Считает, что суд неправильно применил нормы материального права, поскольку законодательством не предусмотрен иной порядок предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме как в порядке очередности, при этом суд не учел что Б. обратился в министерство с заявлением лишь 17.03.2014 года и в журнале учета заявлений зарегистрирован под номером ... полагает, что первоочередное предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда не предусмотрено законодательством, иначе будут нарушены права и свободы детей-сирот, которые зарегистрированы ранее истца \л.д. 60-62\.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав прокурора Дремову М.Д., полагавшую изложенные в жалобе доводы не подлежащими удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ ( в редакции от 25.11.2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела Б. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Постановлением главы Григорополисского сельсовета Новоалександровского района от 09.04.2003 года N 120 несовершеннолетний Б. определен, как оставшийся без попечения родителей в детский дом. Является воспитанником детского дома.
Следовательно, у Б. как нуждающегося в жилом помещении (после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания, а также достижения совершеннолетия), возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему предоставлено не было.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством на министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Таким образом, суд обоснованно возложил на министерство строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства СК обязанность по обеспечению жилым помещением Б.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда требованиям материального и процессуального закона не противоречит, оно постановлено с учетом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, что нашло отражение в принятом решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, а так же направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене постановленного решения суда, а так же поскольку не привели и не могли привести к неправильному разрешению дела (п. 3 и п. 6 ст. 330 ГПК РФ).
По изложенным мотивам оснований для отмены решение суда первой инстанции по изложенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 225 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - Кругловой А.Н. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.