Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Аврамовой Н.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Измалкиной К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 16 сентября 2014 года гражданское дело по иску Бисековой к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Бисековой на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 11 июля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Бисековой - удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Юргамышском районе Курганской области включить периоды работы Бисековой : с " ... " по " ... " в должности заведующей Тумановским медицинским пунктом; апрель 1995 г., март 1996 г., май 1995 г., май 1996 г., июнь 1996 г., в должности заведующей Березовским ФАП; с " ... " по " ... " - в должности фельдшера туберкулезного кабинета ГБУ "Юргамышская центральная районная больница", с " ... " по " ... " г., с " ... " по " ... " г., с " ... " по " ... " г., с " ... " по " ... " г., с " ... " по " ... " - периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в остальной части исковых требований - отказать.".
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения истца Бисековой Д.Е., ее представителя ФИО7 , поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бисекова Д.Е. обратилась в Юргамышский районный суд Курганской области с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (далее - УПФР в Юргамышском районе Курганской области) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости, периодов работы в должности заведующей Тумановским медицинским пунктом с " ... " по " ... " в должности заведующей Березовским фельдшерско-акушерским пунктом с " ... " по " ... " , курсов повышения квалификации с " ... " по " ... " , с " ... " по " ... " , с " ... " по " ... " , назначении досрочной трудовой пенсии по старости с " ... " .
В обоснование заявленных требований указывала, что решением УПФР в Юргамышском районе Курганской области от " ... " N ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и зачете в специальный стаж вышеуказанных периодов работы, поскольку наименование занимаемых должностей, наименование учреждения и структурного подразделения Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов от 06.09.1991 N 464, не предусмотрены. Выражая несогласие с решением ответчика, указывала, что в периоды ее работы действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно которого в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения, засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях, независимо от ведомственной подчиненности учреждения, все фельдшеры, акушерки, медицинские сестры независимо от наименования должности. Считала, что функции и характер выполняемой ею работы заведующей фельдшерско-акушерским пунктом и заведующей медицинским пунктом ничем не отличались от функций и характера работы в должности фельдшера. В течение указанного периода занималась лечебно-профилактической работой, фактически выполняла обязанности фельдшера, в ее должностные обязанности входило: прием больных, оказание доврачебной помощи, проведение лечебных мероприятий по назначению врача. Полагала, спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении как один год за один год и три месяца. Полагала периоды нахождения на курсах повышения квалификации также подлежат зачету в специальный стаж, поскольку были связаны с медицинской деятельностью, на курсы она направлялась по приказам руководителя, в данные периоды за ней сохранялось рабочее место, заработная плата, производились отчисления в пенсионных фонд.
В ходе рассмотрения дела истец Бисекова Д.Е. исковые требования дополнила, кроме заявленных ранее периодов просила включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды работы с " ... " по " ... " в должности фельдшера туберкулезного кабинета в Государственном бюджетном учреждении "Юргамышская центральная районная больница" (далее - ГБУ "Юргамышская центральная районная больница"), в том числе курсы повышения квалификации с " ... " по " ... " , с " ... " по " ... " .
В судебном заседании истец Бисекова Д.Е. на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, в дополнении указывала, что в период работы в должности заведующей Тумановским медицинским пунктом и заведующей Березовским фельдшерско-акушерским пунктом в штате работников числились только фельдшер и санитарка, отдельной должности, как заведующий фельдшерско-акушерским пунктом или медицинским медпунктом в штате не имелось.
Представитель ответчика УПФР в Юргамышском районе Курганской области ФИО8 , действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признавала, указывая, что период работы истца в должности заведующей Тумановским медицинским пунктом и заведующей Березовским фельдшерско-акушерским пунктом не подлежит включению в льготный стаж, так как наименование должностей не предусмотрены номенклатурой должностей, утвержденной приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 N 377. Период работы истца в должности фельдшера туберкулезного кабинета в ГБУ "Юргамышская центральная районная больница" также не может быть учтен в стаж, так как наименование должности "фельдшер туберкулезного кабинета" не предусмотрено номенклатурой, применяемой к Списку должностей и учреждений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781. Время пребывания на курсах повышения квалификации не предусмотрено Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, поэтому также исключены из специального стажа правомерно.
Представитель третьего лица ГБУ "Юргамышская центральная районная больница" ФИО9 , действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддерживала.
Представитель третьего лица Государственного бюджетного учреждения "Глядянская районная центральная больница" (далее - ГБУ "Глядянская районная центральная больница") в судебное заседание не являлся.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бисекова Д.Е. просит решение суда отменить в части отказа во включении в льготный стаж периодов работы с июня 1995 года по февраль 1996 года, апрель 1996 года, с июля 1996 года по " ... " в должности заведующей Березовским фельдшерско-акушерским пунктом и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы вновь приводит доводы, изложенные в суде первой инстанции, указывая, что функции и характер выполняемой ею работы заведующей фельдшерско-акушерским пунктом и заведующей медицинским пунктом ничем не отличались от функций и характера работы фельдшера. Согласно расчетно-платежным ведомостям за 1995 год в Березовском фельдшерско-акушерском пункте числились только заведующая и санитарка. В связи с тем, что она работала одна, ее должность и была названа "заведующий". Настаивала на том, что в течение указанного периода занималась лечебно-профилактической работой, фактически выполняя обязанности фельдшера. Считает, отказ в назначении пенсии по причине отсутствия названия учреждения в Списках постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 противоречит трактовке норм материального права, изложенной в решениях вышестоящих инстанций и фактическим обстоятельствами дела. Просит решение суда в обжалуемой части отменить.
В письменных возражениях УПФР в Юргамышском районе Курганской области выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагает решение суда принято законно и обоснованно, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Бисекова Д.Е., ее представитель ФИО7 , доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика УПФР в Юргамышском районе Курганской области, представители третьих лиц ГБУ "Юргамышская центральная районная больница", ГБУ "Глядянская районная центральная больница" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени извещены надлежаще, о причине неявки суд не уведомили.
С учетом мнения истца, его представителя, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав истца, его представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Бисекова Д.Е., " ... " года рождения, " ... " обратилась в УПФР в Юргамышском районе Курганской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением УПФР в Юргамышском районе Курганской области от " ... " N истцу Бисековой Д.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа работ. В специальный стаж Бисековой Д.Е. не были включены периоды работы с " ... " по " ... " в должности заведующей Тумановским медицинским пунктом, с " ... " по " ... " в должности заведующей Березовским фельдшерско-акушерским пунктом, так как наименование должностей не предусмотрено Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1991 N 464, с " ... " по " ... " , с " ... " по " ... " , с " ... " по " ... " курсы повышения квалификации (л.д. 8-9).
Ответчиком в специальный стаж истца включены периоды работы общей продолжительностью 19 лет 11 месяцев 22 дня.
В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанная пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.
За периоды работы до вступления в силу Постановления Правительства N 781 (до 14.11.2002) в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П может применяться ранее действовавшие нормативные акты.
Таким образом, при оценке пенсионных прав работников здравоохранения в период до 01.11.1999 Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, в период с 01.11.1999 по 11.11.2002 Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, за периоды работы с 12.11.2002 Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Упомянутый выше Список предусматривает включение в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы в качестве заведующего фельдшерско-акушерским пунктом. В названных выше Правилах уточняется, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в фельдшерско-акушерских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (без конкретизации каких именно).
Аналогичные положения содержал и действующий в спорный период Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066.
Оспариваемым решением суда на ответчика возложена обязанность по включению в специальный стаж истца периодов работы с " ... " по " ... " в должности заведующей Тумановским медицинским пунктом; апрель 1995 года, март 1996 года, май 1995 года, май 1996 года, июнь 1996 года, в должности заведующей Березовским фельдшерско-акушерским пунктом; с " ... " по " ... " в должности фельдшера туберкулезного кабинета ГБУ "Юргамышская центральная районная больница", с " ... " по " ... " , с " ... " по " ... " , с " ... " по " ... " , с " ... " по " ... " , с " ... " по " ... " периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.
В силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Истцом решение суда оспаривается в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с июня 1995 года по февраль 1996 года, апрель 1996 года, с июля 1996 года по " ... " в должности заведующей Березовским фельдшерско-акушерским пунктом.
Судебная коллегия находит решение суда в этой части соответствующим требованиям закона и представленным в материалы дела доказательствам.
Из материалов дела, трудовой книжки истца, приказа от " ... " N архивной справки от " ... " филиала ГУ "Государственный архив Костанайской области" "Узункольского райгосархива" усматривается, что с " ... " Бисекова Д.Е. была принята фельдшером в Давыдовский медпункт Притобольного района временно на период декретного отпуска работника, на основании приказа от " ... " N переведена заведующей в Тумановский медпункт Притобольного района Курганской области, с " ... " уволена по собственному желанию, с " ... " принята в Березовский фельдшерско-акушерский пункт Ленинской центральной районной больницы на должность заведующей, уволена с занимаемой должности с " ... " в связи с закрытием фельдшерско-акушерских пунктов.
Приказом Минздрава СССР от 23.09.1981 N 1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений" утверждено Положение о фельдшерско-акушерском пункте, согласно которому фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.
Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 и Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.04.2003 N 160 предусмотрены заведующие: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер).
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления.
В Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, включены врачи и средний медицинский персонал лечебно - профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Согласно п. 2 указанного Постановления работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" к среднему медицинскому персоналу отнесены должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера (акушерки, медицинской сестры), заведующего здравпунктом - фельдшера (медицинской сестры), заведующего медпунктом - фельдшера (медицинской сестры).
Таким образом, для оценки пенсионных прав истца на основании указанных выше Постановлений, необходимо осуществление работы в поименованных в нем должностях, наименование должности истца не соответствует наименованию должностей, указанных в приведенных Постановлениях.
Судом первой инстанции требования о включении в специальный стаж в льготном исчислении удовлетворены в части зачета периодов работы в апреле 1995 года, мае 1995 года, марте 1996 года, мае 1996 года, июне 1996 года, то есть зачтены те периоды, в которые истец занимала должность среднего медперсонала - фельдшера и медицинской сестры.
Поскольку доводы истца о том, что занимая должность заведующей она фактически выполняла обязанности фельдшера, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, таких доказательств истцом не предоставлено, судом не добыто, требования в остальной части оставлены без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что такими доказательствами являются расчетно-платежные ведомости, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные документы отражают только факт начисления заработной платы, но не штатную численность, не отражают должностные обязанности, выполняемые истцом в период работы заведующей фельдшерско-акушерским пунктом. При этом, из приказа от " ... " N по Ленинской центральной районной больнице прямо следует, что до " ... " обязанности фельдшера указанного фельдшерско-акушерского пункта выполняла по совместительству ФИО10 , что косвенно подтверждает наличие указанной должности в штате подразделения.
Заявленные исковые требования Бисековой Д.Е. судом рассмотрены в пределах заявленных, в том числе и относительно порядка включения данных периодов в специальный стаж, что не лишает истца права предъявления самостоятельных требований в случае нарушения ответчиком установленного законом порядка исчисления стажа.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пп. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Таким образом, чтобы реализовать свое право на назначение пенсии, гражданин должен обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Заявление может быть подано лично либо отправлено по почте, но в любом случае днем обращения за назначением пенсии является день, когда данное заявление со всеми необходимыми документами было принято органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Поскольку без учета оспариваемых периодов у истца отсутствует необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж, правовых оснований для удовлетворения ее требований о назначении досрочной трудовой пенсии у суда не имелось, требования в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии обоснованно оставлены без удовлетворения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 11 июля 2014 года по иску Бисековой к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости оставить без изменения,
апелляционную жалобу Бисековой - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Н.В. Аврамова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.