Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Аврамовой Н.В., Фоминой А.И.,
с участием прокурора прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 сентября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах И.Е.Ю. к Администрации Юргамышского района, Муниципальному учреждению "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 25 июля 2013 года, которым постановлено:
Иск прокурора "адрес" в интересах И.Е.Ю. -удовлетворить частично.
Признать за И.Е.Ю. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за период с " ... " по " ... " .
Взыскать с Муниципального образования Юргамышского района в лице -Муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" в возмещение расходов по расколке дров в пользу И.Е.Ю. за период с " ... " по " ... " " ... " рубль.
Заслушав доклад судьи областного суда Аврамовой Н.В., мнение прокурора ФИО3 , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юргамышского района Курганской области в интересах И.Е.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Юргамышского района. Муниципальному учреждению "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальных гарантиях, в ходе которой было установлено, что И.Е.Ю. , являющаяся педагогическим работником МКОУ "Юргамышская средняя общеобразовательная школа", относится к категории траждан, имеющих право в соответствии с требованиям Закона Курганской области от " ... " N "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. По информации отдела
образования Администрации Юргамышского района И.Е.Ю. в " ... " годах представлялось по " ... " куб.м. дров в нерасколотом состоянии. Предоставление нерасколотых дров делает невозможным их использование по прямому назначению и требует дополнительных расходов. По информации, предоставленной ГУП "Юргамышский лесхоз", стоимость расколки одного куб.м. дров в " ... " году составила " ... " руб., в " ... " году - " ... " руб. и в " ... " году - " ... " руб. Предоставление дров, не готовых к. применению, нарушают права истца на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением. Также указывал, что незаконными действиями органов местного самоуправления муниципального образования Юргамышского района по отказу в предоставлении мер социальной поддержке истцу причинены убытки - расходы, связанные с оплатой на расколку дров. Просил признать за И.Е.Ю. право на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в полном объеме, без учета норм потребления коммунальных услуг за период с " ... " по " ... " . Признать за И.Е.Ю. право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскать с муниципального образования Юргамышского района Курганской области в лице Муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" в пользу И.Е.Ю. денежные средства, затраченные на расколку дров в период с " ... " по " ... " , в сумме " ... " руб.
В судебном заседании прокурор Юргамышского района Горбу шин Е.С., истец И.Е.Ю. на иске настаивали, дав пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Не возражали против применения к требованиям истца последствий пропуска срока исковой давности и о взыскании компенсации на расколку дров только за период с " ... " по " ... " в сумме " ... " руб.
Представитель ответчика Администрации Юргамышского района Курганской области С.П.А. , также представляющая интересы Муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области", в судебном заседании с требованиями не согласилась, пояснив, что п. 3 ст. 3 Закона Курганской области N предусматривает компенсацию расходов на оплату отопления в виде оплаты расходов на приобретение твердого топлива, расходы на расколку дров (не расколотых) не предусмотрены указанным законом и соответственно не заложены в бюджет муниципального образования. Просила применить к требованиям истца последствия пропуска срока исковой давности.
Представитель третьего лица МКОУ "Юргамышская средняя общеобразовательная школа" А.Н.Д. в судебном заседании решение вопроса об обоснованности спора оставила на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Муниципального учреждения Отдел образования Администрации Муниципального образования Юргамышский район, Правительства Курганской области, финансового управления Правительства Курганской области в судебное заседание не явились, о дате и времени
рассмотрения дела были извещены надлежаще, представили письменные заявления с просьбой о рассмотрении дела без их участия.
Суд рассмотрел дело в отсутствие неявивихся лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и постановил вышеизложенное решение, не согласившись с которым Муниципальным учреждением "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе Муниципальное учреждение "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" просит решение суда отменить в части взыскания с Муниципального образования Юргамышский район в лице Муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" в возмещение расходов по расколке дров в пользу И.Е.Ю. ЕЛО. за период с " ... " по " ... " суммы " ... " руб. В обоснование жалобы указывает, что Законом Курганской области от " ... " N "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", а также постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от " ... " N "О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" установлен порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки указанной категории граждан. Данным порядком не предусмотрены услуги по расколке дров и соответственно компенсация указанных расходов. Также указывает, что указанным выше постановлением N от " ... " определен орган, предоставляющий меры социальной поддержки, перечень необходимых документов, а также сроки их предоставления. В период рассмотрения дела истец обращалась в муниципальное учреждение Отдел образования Администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области с заявлением о возмещении понесенных расходов по расколке дров, но ей было отказано ввиду того, что данные затраты повлекут увеличение расходов соответствующего бюджета на оплату не предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Прокурором Юргамышского района представлены возражения на апелляционную жалобу, которые сводятся к согласию с принятым судебным решением.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу Правительство Курганской области поддержало доводы апелляционной жалобы Муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области", изложив просьбу о рассмотрении доводов жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Курганской области ФИО3 возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежащим образом.
В соответствии со ст.ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что И.Е.Ю. зарегистрирована и проживает в рабочем поселке Юргамыш Юргамышского района Курганской области в частном доме с печным отоплением.
Согласно копии трудовой книжки истец является работником муниципального казенного образовательного учреждения "Юргамышская средняя общеобразовательная школа".
Как педагогический работник, истец пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение и отопление жилых помещений, что подтверждается справкой муниципального учреждения "Отдел образования Администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области".
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от " ... " N "Об образовании" (в редакции, действовавшей до " ... " ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу ст. 8 Федерального закона от " ... " N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ранее ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с " ... " в связи с принятием Федерального закона от " ... " N 189-ФЗ, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" после " ... " федеральным законодателем сохранены.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона от " ... " N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной
жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
Статьей 2 Закона Курганской области от " ... " N "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" определены категории лиц. имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Курганской области от " ... " N в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Материалами дела установлено и подтверждается объяснениями сторон, показаниями свидетеля К.В.А. , что дрова для отопления жилого помещения с 2010 года предоставлялись истцу в нерасколотом виде, для отопления использовать их она не могла, в связи с чем понесла расходы по расколке дров, затратив с " ... " по " ... " сумму " ... " руб. По информации, представленной ГУП "Юргамышский лесхоз", стоимость- расколки одного кубического метра дров в " ... " году составляет " ... " руб., в " ... " годах составляет " ... " руб.
" ... " между муниципальным учреждением Отдел образования Администрации Муниципального образования Юргамышский район и МКОУ "Юргамышская средняя общеобразовательная школа" заключен договор на бухгалтерское обслуживание.
Как установлено судом первой инстанции И.Е.Ю. обратилась в Муниципальное учреждение Отдел образования Администрации Муниципального образования Юргамышский района с заявлением о возмещении понесенных расходов по расколке дров, в чем ей было отказано.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от " ... " N утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области, который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах,
определенных Законом Курганской области от " ... " N "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области от " ... " N (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений) компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Поскольку дрова предоставлялись истцу в нерасколотом виде, истец дополнительно несла расходы по их расколке, следовательно, предусмотренные федеральным законодательством меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление в полном объеме не получала.
Суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела и положений закона пришел к обоснованному выводу о наличии убытков в виде расходов, понесенных И.Е.Ю. по расколке дров.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о применении в соответствии со ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации последствий пропуска срока исковой давности, установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, к исковым требования о взыскании денежных средств в счет компенсации понесенных расходов за период до " ... " , в связи с чем исковые требования о возмещении указанных расходов удовлетворил частично за период с " ... " по " ... " в сумме " ... " руб. Правомерность заявленного о том представителем ответчиков в суде первой инстанции ходатайства не оспаривалось прокурором и истцом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрено предоставление дров именно в расколотом виде, судебной коллегией признаются несостоятельными.
В соответствии с ГОСТ 3243-88 "Дрова. Технические условия", распространяемом на дрова, используемых в качестве топлива, дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см должны быть расколоть! на две части, толщиной от 28 до 40 см - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.
Таким образом, дрова должны быть предоставлены в таком виде, чтобы их можно было использовать по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае истец будет лишена возможности использовать предоставленные законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Администрация Юргамышского района Курганской области -исполнительно-распорядительный орган Муниципального образования Юргамышский район, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления Юргамышского района в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курганской области
В Положении о Муниципальном учреждении "Финансовый отдел администрации Юргамышского района" указано, что учреждение является органом исполнительной власти Юргамышского района Курганской области, осуществляющим исполнение судебных актов по искам к Юргамышскому району о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) муниципальных органов Юргамышского района и их должностных лиц.
Судом в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения прав С.Н.А. Муниципальным учреждением Отдел образования Администрации Муниципального образования Юргамышский район в области социального обеспечения педагогических работников. Истцу производилась компенсация расходов по оплате отопления занимаемого жилого помещения не в полном объеме, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании расходов по расколке дров с Муниципального образования Юргамышский район в лице Муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского район".
Пунктом 12 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки установлено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 раздела 1 данного Порядка, ежегодно предусматриваются в Законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций, поэтому оснований для отказа истцу в предоставлении компенсации расходов, связанных с расколкой дров, ввиду увеличения расходов соответствующего бюджета, у ответчика не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных сторонами требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства. имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон. применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.