Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Измалкиной К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 25 сентября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Притобольного района в интересах Бабарыкиной М.Н. к Администрации Притобольного района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Притобольного районного суда Курганской области от 07 августа 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Притобольного района в интересах Бабарыкиной М.Н. к Администрации Притобольного района Курганской области о предоставлении жилого помещения и к Правительству Курганской области о возложении обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Бабарыкиной М.Н., удовлетворить.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению Администрацией Притобольного района жилого помещения Бабарыкиной М.Н. .
Обязать Администрацию Притобольного района Курганской области предоставить Бабарыкиной М.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования Притобольный район Курганской области, общей площадью не менее " ... " кв.метров, отвечающее социальным и санитарно-техническим требованиям".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора облпрокуратуры Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Притобольного района Курганской области в интересах Бабарыкиной М.Н. обратился в суд с иском к Администрации Притобольного района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, финансировании предоставления жилого помещения.
В обоснование исковых требований указывал, что Бабарыкина М.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители лишены родительских прав. С " ... " года Бабарыкина М.Н. состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения в Администрации Притобольного района. Жильем не обеспечена.
Прокурор Притобольного района Курганской области просил суд обязать Администрацию Притобольного района предоставить Бабарыкиной М.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Притобольного района Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее " ... " кв.м; возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Бабарыкиной М.Н.
В судебном заседании помощник прокурора Притобольного района Блиновских А.А., истец Бабарыкина М.Н. на удовлетворении иска настаивали, поддержав в полном объеме доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Притобольного района Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве с требованиями прокурора согласился, указывал, что Бабарыкина М.Н. не обеспечена жилым помещением в связи с отсутствием у Администрации Притобольного района специализированного жилищного фонда.
Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование возражений указывал, что действующее законодательство не предусматривает внеочередного обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области. Ссылаясь на положения ст.ст. 1 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), считал, что финансовое обеспечение вышеуказанных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Кроме того, в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда.
Представитель третьего лица сектора по опеке и попечительству Администрации Притобольного района участия в рассмотрении дела не принимал, в отзыве на иск заявленные прокурором требования поддержал.
Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области, Администрации Глядянского сельсовета, Финансового отдела Администрации Притобольного района Курганской области участия в рассмотрении дела не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд исковые требования удовлетворил, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что действующее жилищное законодательство не предусматривает внеочередного предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Таким образом, у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Полагает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
В возражения на апелляционную жалобу прокурор Притобольного района Курганской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор и истец Бабарыкина М.Н. просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Иные участники судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Представитель Правительства Курганской области ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец Бабарыкиной М.Н. родилась " ... " в "адрес" . Ее родители ФИО9 и ФИО10 решением Притобольного районного суда Курганской области от " ... " лишены родительских прав в отношении дочери (паспорт, решение суда - л.д. 12, 10-11).
Постановлением Администрации Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области от " ... " N в отношении Бабарыкиной М.Н. установлена опека, опекуном назначена ее тетя ФИО11 , проживающая по адресу: "адрес" (л.д. 37). Жилое помещение за истцом не закреплялось.
С " ... " истец зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" (паспорт - л.д. 12).
" ... " истец окончила обучение в " ... " (справка - л.д. 9).
Постановлением Администрации Притобольного района Курганской области от " ... " N истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения (л.д. 35).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области от " ... " и справке ГУП "Кургантехинвентаризация" от " ... " Бабарыкина М.Н. не имеет в собственности недвижимого имущества (л.д. 14, 15).
На момент рассмотрения спора жилое помещение истцу не предоставлено.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
П.п. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Бабарыкиной М.Н. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Бабарыкина М.Н. является нуждающейся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией Притобольного района Курганской области при постановке истца на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
В установленном законом порядке Бабарыкина М.Н. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена. Это нарушает ее жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав истца в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривает предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у Бабарыкиной М.Н. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания ее нуждающейся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья истцу несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Бабарыкиной М.Н. по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применены положения ст. 50 ЖК РФ и решение Глядянской сельской Думы от " ... " N 09, установившее норму предоставления площади жилого помещения в размере не менее 15 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что Администрация Притобольного района Курганской области недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому он правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению судебной коллегии, вторжением суда в межбюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст.ст. 1 и 6 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебного решения о предоставлении жилья Бабарыкиной М.Н. Кроме того, вопрос межбюджетного взаимодействия ответчиков не разрешался судом. Предметом спора является соблюдение ответчиками социальных гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу).
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Притобольного районного суда Курганской области от 07 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.