Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Нечаевой Н.А., судей Мезениной М.В., Высочанской О.Ю., при секретаре Анваровой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 08 сентября 2014 года апелляционную жалобу Управления жилищных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 11 июня 2014 года, которым постановлено:
Признать отказ Управления жилищных отношений администрации г. Перми N ** от 27.03.2014 г. незаконным.
Восстановить семью Сирожовой И.Н. , состоящую из двух человек, в том числе несовершеннолетней С. , в списке молодых семей-участниц программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г. г.", в том числе для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 г. г.
Признать за Сирожовой И.Н. на семью из двух человек, в том числе несовершеннолетней С. , право на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г. г.
В удовлетворении остальной части исковых требований Сирожовой И.Н. , действующей за себя и за несовершеннолетнюю С. - отказать.
Заслушав доклад судьи Мезениной М.В., пояснения представителя истца Малуновой А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сирожова И.Н., действующая также в интересах несовершеннолетней дочери С. обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми, Министерству социального развития Пермского края, в котором просила признать незаконным отказ N ** от 27.03.2014 г.; возложить обязанность восстановить семью в списке молодых семей, участниц программы на получение социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимость жилья, предусмотренной программой "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г. г.; признать право молодой семьи на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья, возложить обязанность выдать данное свидетельство.
В обоснование требований указала, что 05.06.2012 г. молодая семья в составе двух человек: Сирожова И.Н. и С. была признана участником городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г. г.". На момент принятия решения и на сегодняшний день ей принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: **** , общей площадью 30,8 кв.м. Данное жилое помещение приобретено 11.12.2007 г. с помощью кредитных средств. На момент принятия семьи в программу в жилом помещении был зарегистрирован также Сирожов С.И., иных жилых помещений в пользовании у истца и членов семьи нет.
В феврале 2013 г. истца известили о необходимости представить пакет документов для выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 10%. В течение месяца весь пакет документов был передан в УЖО администрации г. Перми.
Письмом N ** от 27.03.2014 г. семье было отказано в выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья в связи с тем, что семья не нуждается в улучшении жилищных условий.
Истец считает данный отказ незаконным. Жилье приобретено на кредитные (ипотечные) денежные средства в тот момент, когда их семья отвечала всем требованиям программы и состояла в списках участников. Следовательно, за семьей должно быть сохранено право на получение социальной выплаты в заявленном размере.
Истец в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчиков - администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений.
Представитель ответчика - Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, доводы которых аналогичны доводам возражений Управления жилищных отношений администрации г. Перми.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление жилищных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указало, что на момент признания семьи Сирожовых участниками программы, указанная семья не соответствовала требованиям долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г. г.", поскольку Сирожова И.Н. являлась собственником жилого помещения общей площадью 30,8 кв.м по адресу: **** , приобретенного в ипотеку по кредитному договору от 11.12.2007 г. N 365-ИЛ. Обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляла и составляет на данный момент 15,4 кв.м, что более учетной нормы. Таким образом, оснований для признания семьи Сирожовых участниками программы не имелось, в связи с тем, что на момент заключения кредитного договора семья истца не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Выслушав участников судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела 02.03.2012 г. Сирожова И.Н. обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о включении в состав участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г. г." в составе семьи из двух человек (л.д.36-37).
02.03.2012 г. Сирожовой И.Н. подано заявление о согласии на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 -2015 г. г." (л.д.43)
Уведомлением от 13.06.2012 г. истцу сообщено, что её семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участниц долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г. г.", в том числе для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г. г. (л.д.31).
Письмом начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми N ** от 27.03.2014 г. истцу в участии в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г. г. отказано, семья исключена из списков на получение социальной выплаты в размере 10% в связи с несоответствием молодой семьи требованиям о признании семьи нуждающейся в жилом помещении (л.д.7-10).
Считая данный отказ незаконным Сирожова И.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 г. утверждена целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы.
Правительством Пермского края утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы." (далее - Программа)
Согласно п. 1.1 долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.
В силу п. 1.3.1 Программы определены следующие категории молодых семей:
Потенциальные участницы Программы - молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.
Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.
Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;
б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;
в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Сохраняют право на получение социальной выплаты в рамках реализации Программы молодые семьи, подавшие заявку на участие в Программе до 1 января 2011 года при условии, что ими представлен в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов документ о согласии всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". Согласие всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных должно быть представлено потенциальными участницами Программы в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов не позднее 1 июля 2011 года.
Также сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета:
потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 5 сентября 2005 г. N 2453-543 "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" и Законом Пермского края от 5 июня 2006 г. N 3050-687 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы";
потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. " 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы";
потенциальные участницы Программы - семьи, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно), (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)
Потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, сохраняют право на получение социальной выплаты по софинансированию мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающей привлечение средств федерального, краевого и средств местных бюджетов (п. 1.3.1 введен Постановлением Правительства Пермского края от 09.06.2012 N 409-п).
Из материалов дела следует, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.12.2007 г. Сирожовой И.Н. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 30,8 кв.м., по адресу: **** (л.д.63). Данное жилое помещение истец приобрела с помощью заемных средств в соответствии с кредитным договором от 11.12.2007 г. (л.д.74-82)
Кроме того, судом установлено, что семья истца на момент признания участником программы и в настоящее время зарегистрирована и фактически проживает в квартире по адресу: **** . Иных помещений в собственности либо пользовании у истца и её несовершеннолетней дочери не имеется. Доказательств обратного в судебное заседание не представлено.
В соответствии с п.7.2 постановления Правительства Пермского края от 30.12.2010 N 1119-п (ред. от 19.08.2013) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и(или) юридических лиц отдельного жилого помещения (квартиры, жилого дома) как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована:
7.2.5. для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам; (п. 7.2.5 введен Постановлением Правительства Пермского края от 07.12.2011 N 1007-п)
В силу п.7.2.6 данного постановления в случае предоставления молодым семьям социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья социальная выплата также может направляться:
7.2.6.1. на приобретение жилья путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома;
7.2.6.2. на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или займам для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам; (п. 7.2.6.2 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 22.03.2012 N 136-п)
При этом в силу п. 7.3 постановления условием получения социальной выплаты является наличие у участницы Программы дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. В качестве дополнительных средств участницей Программы также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Пунктом 18 Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 15 (1) Правил установлено, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил ( для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1.01.2011г.), молодая семья предоставляет в орган местного самоуправления, в том числе документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.
Исходя из анализа норм материального права, разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что семья Сирожовой И.Н. не соответствует требованиям программы не имеется, поскольку истец приобрела квартиру с целью улучшения жилищных условий своей семьи, что не противоречит условиям программы, которая предусматривала погашение займов, полученных с целью приобретения жилья.
Семья Сирожовой И.Н. являющаяся нуждающейся в улучшении жилищных условий на дату приобретения жилья - 11.12.2007 г. с помощью кредитных средств, уже будучи признанной участницей программы, имея намерение получить социальную выплату для погашения займа, предоставив документ о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на 13.06.2012 г. (л. д. 31) не могла быть исключена из состава участников программы, по указанным ответчиком основаниям.
В связи с чем, суд обоснованно признал решение Управления жилищных отношений администрации г. Перми N ** от 27.03.2014 г. об отказе Сирожовой И.Н. в участии в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г. г. и исключения из списка на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья незаконным.
При этом суд посчитал, что у истца возникло право на спорную социальную выплату, поскольку в судебном заседании установлено, что семьи, вставшие позже на учет при наличии аналогичных требований к ним, что и к истцам, уже реализовали свое право и получили соответствующие свидетельства (л. д. 131-132).
Изложенные выводы суда следует признать верными, подробно и полно мотивированными, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения сторон. Представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с принципами относимости и допустимости, на основе состязательности и равноправия сторон в соответствии с требованиями процессуального закона (статьи 12, 59, 60, 67 ГПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям на иск, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах оснований к отмене постановленного судом решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 11 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.