Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А. А., судей Веретновой О.А., Заривчацкой Т.А. при секретаре Новгородцевой А. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 10 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пермском районе Пермского края на решение Индустриального районного суда города Перми от 02 июня 2014 года, которым постановлено:
решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе от 26.12.2013 г. N ** об отказе Галиахметовой А.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отменить в части.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края включить в специальный трудовой стаж Галиахметовой А.Н. периоды работы в должности медицинской сестры специализированного гастроэнтерологического отделения санатория "Кама" ЗАО "Курорт Усть-Качка" с 02.10.2011 г. по 31.03.2010 г. и в должности медицинской сестры бальнеолечебницы поликлиники ЗАО "Курорт Усть-Качка" с 03.07.2012 г. по 30.06.2013 г.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Веретновой О.А., объяснения истца Галиахметовой А. Н., представителя ответчика Булычевой И. Л., представителя третьего лица - Мартиросова Г.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галиахметова А.Н. обратилась в суд с иском о возложении на ГУ - Управление Пенсионного фонда в Пермском районе Пермского края (далее ГУ-УПФ) обязанности по включению в ее специальный трудовой стаж периодов работы в должности медицинской сестры санатория "Кама" ЗАО "Курорт Усть-Качка" с 01 ноября 1999 года по 02 июля 2012 года и в должности медицинской сестры бальнеолечебницы поликлиники ЗАО "Курорт Усть-Качка" с 03 июля 2012 года по 30 июня 2013 года, назначении пенсии с даты обращения в пенсионный орган, то есть с 27 сентября 2013 года.
В обоснование заявленных требований указала, что 27 сентября 2013 года она обратилась в ГУ-УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26 декабря 2013 года N ** в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с недостаточностью требуемого стажа. При этом комиссией из ее трудового стажа были исключены периоды работы в должности медицинской сестры санатория "Кама" ЗАО "Курорт Усть-Качка" с 01 ноября 1999 года по 02 июля 2012 года и в должности медицинской сестры бальнеолечебницы поликлиники ЗАО "Курорт Усть-Качка" с 03 июля 2012 года по 30 июня 2013 года со ссылкой на несоответствия профиля санатория Списку должностей и учреждений от 29.10.2002 г. N 781 и от 22.09.1999 г. N1066.
По мнению истца, данное решение ГУ-УПФ является незаконным, поскольку ЗАО "Курорт Усть-Качка" является учреждением здравоохранения, работа в котором в соответствии с действующим законодательством предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии, ее должность соответствует наименованию должностей, перечисленных в Списке, эта должность предусмотрена Списком должностей и в соответствии с Уставом имеет право на осуществление медицинской деятельности, в том числе в условиях дневного стационара рамках санаторно-курортного обслуживания общего типа, оказывает услуги по охране здоровья населения специализированных профилей; приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. N 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" и Приказом Минздрава РФ от 03.06.2003 г. "Об единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" санаторий (курорт) включен в номенклатуру учреждений здравоохранения. ЗАО "Курорт Усть-Качка" в соответствии с уставом является многопрофильным, один из профилей его деятельности полностью соответствует указанным в Списке N 1066 наименованию учреждений. В частности, в ЗАО "Курорт Усть-Качка" в 2001 г. было создано специализированное гастроэнтерологическое отделение.
В судебном заседании истица на удовлетворении иска настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель 3-го лица иск поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством досрочная трудовая пенсия по старости назначается при условии соответствия занимаемой должности и наименования учреждения Списку, утвержденному Правительством Российской Федерации. Суд, принимая решение о частичном удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что истица выполняла свои должностные обязанности в специализированном гастроэнтерологическом отделении ЗАО "Курорт Усть-Качка", которое занималось долечиванием больных после операций по поводу язвенной болезни желудка, 12-перстной кишки, острого панкреатита, удаления желчного пузыря. Однако в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения от 22.09.1999 г., а также Списком от 29.10.2002 г., санатории (курорты) для лечения больных с гастроэнтерологическими заболеваниями не предусмотрены.
Более того, суд не принял во внимание, что в силу п. п. 20 п. 1 ст. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях" право на досрочное назначенбие пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из учредительных документов, имеющихся в материалах дела, следует, что ЗАО "Курорт Усть-Качка" является коммерческой организацией, созданной учредителями в целях получения прибыли от предпринимательской деятельности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение первой инстанции подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального, процессуального права (подпункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы с 01 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года засчитываются в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, периоды работы с 14 ноября 2002 года - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
Постановлением Правительства N 1066 предусмотрено, что в выслугу лет, дающую право на трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывается работа в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком.
В частности, согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства N 1066, к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, относятся санатории (курорты) (в том числе детские):
для лечения туберкулеза всех форм;
для больных с последствиями полиомиелита;
для гематологических больных;
для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата;
для больных ревматизмом;
- психоневрологические - включены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года N 130 (пункт 21 Списка).
Исходя из приведенной правовой нормы, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют только лица, работающие в санаториях (курортах), предназначенных для лечения определенных Списком заболеваний.
Аналогичные учреждения здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, предусмотрены и Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781.
Таким образом, Правилами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации N 1066 от 22.09.1999 года и N 781 от 29.10.2002 года, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, засчитываются только периоды работы в должностях, указанных в Списках в разделе "Наименование должностей" при условии ее выполнения в учреждениях здравоохранения, названных в разделе "Наименование учреждений" соответствующих Списков.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Как следует из материалов дела, 27 сентября 2013 года Галиахметова А.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пермском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанный вопрос был рассмотрен на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 26.12.2013 г. По результатам заседания комиссией было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Комиссией не включены в специальный стаж следующие периоды работы в должности медицинской сестры санатория "Кама" ЗАО "Курорт Усть-Качка" с 01 ноября 1999 года по 02 июля 2012 года и в должности медицинской сестры бальнеолечебницы поликлиники ЗАО "Курорт Усть-Качка" с 03 июля 2012 года по 30 июня 2013 года.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что в соответствии с Приказом Минздрава Российской Федерации от 03.11.1999 г. "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения", Приказом Минздрава Российской Федерации от 03.06.2003 г. "О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения", санаторий "Кама" являющийся лечебно-профилактическим структурным подразделением ЗАО "Курорт Усть-Качка" является учреждением здравоохранения, поскольку имеет право на осуществление медицинской деятельности в условиях дневного стационара по профилю гастроэнтерология.
Однако, судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции ошибочными.
Как следует из лицензий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, действующих в спорные периоды работы истца, санаторий "Кама" ЗАО "Курорт Усть-Качка" осуществляет доврачебную медицинскую деятельность по: диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, управлению сестринской деятельностью, сестринскому делу, физиотерапии; при осуществлении санаторно-курортной помощи по: аллергологии и иммунологии, восстановительной медицине, гастроэнтерологии, диетологии, контролю качества медицинской помощи, лечебной физкультуре и спортивной медицине, неврологии, педиатрии, профпатологии, терапии, физиотерапии, эндокринологии и физиотерапии; при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по: терапии, гастроэнтерологии, диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше лицензий следует, что санаторий "Кама" ЗАО "Курорт Усть-Качка" не специализируется на лечении заболеваний, указанных в Списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года и Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
С учетом данных обстоятельств, поскольку работа истицы протекала в санатории, который по профилю не отвечает законодательно установленному профилю, то такая работа не относится к деятельности, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание, состоявшееся решение подлежит отмене. Отменяя решение, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены.
В соответствии с положениями статьи 98, пункта 4 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с истца в пользу ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере *** руб.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда города Перми от 02 июня 2014 года отменить, принять новое решение:
Отказать Галиахметовой А.Н. в удовлетворении исковых требований к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пермском районе Пермского края о признании незаконным решения ГУ-Управление Пенсионного фонда в Пермском районе Пермского крае N ** от 26 декабря 2013 года, возложении обязанности включить в ее специальный трудовой стаж периоды работы в должности медицинской сестры санатория "Кама" ЗАО "Курорт Усть-Качка" с 01 ноября 1999 года по 02 июля 2012 года и в должности медицинской сестры бальнеолечебницы поликлиники ЗАО "Курорт Усть-Качка" с 03 июля 2012 года по 30 июня 2013 года, назначить досрочную пенсию по старости с 27 сентября 2013 года.
Взыскать с Галиахметовой А.Н. в пользу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пермском районе Пермского края *** руб. - расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.