Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Нечаевой Н.А. судей Высочанской О.Ю., Мезениной М.В. при секретаре Анваровой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бикмухаметова Р.Г. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 08 мая 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Бикмухаметова Р.Г. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю о возложении обязанности предоставить вне очереди жилищный сертификат на предоставление субсидии для приобретения жилого помещения отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения представителя ответчика - Главного управления МЧС России по Пермскому краю - Мухачевой И.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бикмухаметов Р.Г. обратился в суд с иском о возложении на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю обязанности предоставить ему вне очереди жилищный сертификат на предоставление субсидии для приобретения жилого помещения общей площадью 72 кв.м.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении требований, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец, указывая, что в 2004 году решением государственной жилищной комиссии он был признан нуждающимся в получении жилого помещения, включен в список очередников на улучшение жилищных условий, после расформирования части списки были переданы в органы МЧС. Истец является пенсионером МЧС, получает содержание из федерального бюджета на протяжении уже 14 лет, признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, в настоящее время по решению Краснокамского городского суда выселен из единственного, предоставленного ему и его жене жилого помещения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В п. 1 Постановления Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 предусмотрено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с абзацем 5 подпункта "а" пункта 5 Правил реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года (далее - Правила), право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением указанных документов.
В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно приведенных правовых норм, выдачу сертификатов гражданам-участникам названной подпрограммы осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю, к которому истец предъявил требования о внеочередном предоставлении жилищного сертификата, таким органом не является, в связи с чем вывод суда первой инстанции о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику, органу, не наделенному соответствующими полномочиями, является верным и сам по себе влечет отказ в удовлетворении требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и по существу спора о том, что истец не имеет право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации указанной подпрограммы, поскольку не соответствует ее критериям: не является участником подпрограммы, занимаемая истцом должность за счет средств федерального бюджета не финансировалась.
Выводы суда следует признать верными, должным образом мотивированными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими обстоятельствам дела.
Довод жалобы истца о том, что он, являясь пенсионером МЧС, в настоящее время получает содержание за счет средств федерального бюджета, не может повлиять на судьбу постановленного судебного акта, как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку правовое значение для дела имеет факт содержания занимаемой ранее истцом должности за счет средств федерального бюджета.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что истец по решению Краснокамского городского суда Пермского края выселен из единственного, предоставленного ему и его жене жилого помещения также не является состоятельной, поскольку, как следует из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 30 июня 2014г., решение Краснокамского городского суда от 12 марта 2014 года отменено в части указания на то, что решение является основанием для снятия ОУФМС по Пермскому краю в г. Краснокамске Бикмухаметова Р.Г. и членов его семьи с регистрационного учета по месту жительства. При этом судом апелляционной инстанции установлено, что первоначально Бикмухаметовым была предоставлена для проживания комната N **** на 2-м этаже здания пожарного депо, где они и зарегистрированы; объектом исковых требований комната N ** на втором этаже здания пожарного депо по **** не являлась, вывод суда о снятии ответчиков с регистрационного учета именно в данной комнате по заявленным основаниям является преждевременным.
Ссылка истца на то обстоятельство, что список очередников на улучшение жилищных условий после расформирования пожарной части был передан в органы МЧС какими-либо доказательствами не подтверждена.
Таким образом, доводов, которые не были известны суду первой инстанции либо опровергали его выводы апелляционная жалоба не содержит и не может явиться основанием к отмене правильного решения суда.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Бикмухаметова Р.Г. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 08 мая 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.