Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Нечаевой Н.А. судей Высочанской О.Ю., Мезениной М.В. при секретаре Мартиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Саликовой О.А. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 29 мая 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Саликова Р.В. , Саликовой О.А. , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних С. , С1. , к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми, Министерству социального развития Пермского края о признании распоряжений о внесении изменений в список молодых семей незаконным, возложении обязанности, возмещении судебных расходов -отказать".
Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения представителя истца Саликовой О.А. - Меновщиковой Л.Н., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Саликов P.M., Саликова О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних дочерей С. С1. обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми, Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным внесение изменений в Список молодых семей, состоящих на учете в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015г.г." в части изменения порядка в списках молодых семей в большую сторону, восстановлении надлежащего порядкового номера в списках молодых семей с учетом выданных в 2013 г. свидетельств.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении требований, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец Саликова О.А., указывая, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В данном случае такое предписание Постановление Правительства Пермского края не содержит. Действующий порядок содержит исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе и такой пункт как "изменение приоритетов" в нем отсутствует. Ответчиками нарушены права истцов, поскольку после переформирования очереди порядковый номер истцов существенно изменился в большую сторону. На 01.09.2013г. изменения еще не вступили в законную силу, следовательно, не имелось оснований для изменения списков. Изменение порядкового номера очереди противоречит конституционному принципу о том, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют.
Администрацией города представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом правильно установлено, что семья истцов, состоящая из трех человек: Саликов Р.В., Саликова О.А., С1. включена в список молодых семей на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г. г. под номером 4498 (по состоянию на 30.06.2009г.). В связи с рождением дата . дочери С. состав семьи истцов изменился. При этом в предварительный список получателей социальной выплаты в 2013 году семья истцов не включена (л. д. 113-115).
В соответствии с п. 2.6.1. "Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 N 1119-п, в редакции, действовавшей до 06.09.2013 года, в первую очередь в списки молодых семей - участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (с учетом даты постановки на учет), включаются:
а) потенциальные участницы Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;
б) потенциальные участницы Программы, члены семей которых пострадали (погибли) в результате массовых трагических событий;
в) потенциальные участницы Программы, имеющие детей, в зависимости от их количества (в порядке убывания).
Потенциальные участницы Программы, не относящиеся к приоритетным категориям, включаются в списки молодых семей - участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, с учетом даты постановки на учет.
С 06.09.2013 года пункт 2.6.1. указанной Программы в связи с принятием Правительством Пермского края Постановления N 1120-п от 19.08.2013 года претерпел изменения, изложен в следующей редакции:
а) потенциальные участницы Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей;
б) потенциальные участницы Программы, члены семей которых пострадали (погибли) в результате массовых трагических событий.
Потенциальные участницы Программы, не относящиеся к приоритетным категориям, включаются в списки молодых семей - участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, с учетом даты постановки на учет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что формирование в 2013 году Управлением жилищных отношений администрации города Перми списка лиц, изъявивших желание получить социальную выплату, в результате которого изменен порядковый номер очереди семьи Саликовой О.А., соответствует вступившим в законную силу с 06.09.2013 года изменениям в п.2.6.1. Правил относительно приоритетных категорий Программы.
При этом Постановление Правительства Пермского края N 1120-п от 19.08.2013 года, которым были внесены указанные изменения, на момент формирования Списков являлось нормативным актом, обязательным для исполнения правоприменительными органами, указанный акт не был оспорен или признан недействительным.
Из содержания п.2 Постановления Правительства Пермского края N1120-п от 19.08.2013 года усматривается, что оно вступает в законную силу в общем порядке, предусмотренном для нормативных актов, при этом названное Постановление не содержит указания на то, что в отношении лиц, ранее отнесенных к приоритетным категориям.
Программы, которые к таковым в соответствии с Постановлением не относятся, сохраняется прежний порядок формирования списков.
В силу ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Принимая во внимание, что на момент формирования Управлением жилищных отношений Списка лиц, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, семья заявительницы не относилась к категории приоритетных, органом местного самоуправления она была обоснованно учтена в очереди по дате постановки на учет, что положениям абз. п. 2 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации не противоречит, поскольку, несмотря на включение семьи заявительницы в Список потенциальных участников программы до 06.09.2013 года, формирование Списка лиц, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, производилось в период действия Постановления Правительства Пермского края N 1120-п от 19.08.2013 года.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного выше, судебной коллегией отклонены как основанные на неверном толковании положений действующего законодательства.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что формирование окончательного Списка лиц, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, в силу п.2.6.2. Правил относится к компетенции Министерства социального развития Пермского края, которое вправе вносить корректировку в указанный Список.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения суда первой инстанции, в связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 29 мая 2014 года по доводам апелляционной жалобы Саликовой О.А. оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.