Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Степанова П.В., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Сероваевой Т.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 сентября 2014 года в городе Перми дело по апелляционной жалобе Чернышевой Е.А. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 09 июня 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Чернышевой Е.А. , действующей в интересах своего несовершеннолетнего сына Ч. , о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми по предоставлению в аренду земельного участка отказать".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя заявителя Чернышевой Е.А.-Давидян Э.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернышева Е.А., действующая в интересах несовершеннолетнего Ч. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 06.05.2014г. N ** в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок, расположенный на территории г. Перми, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет.
Заявление обоснованно тем, что Ч. является ребенком-инвалидом. 17.04.2014г. заявитель, действуя в интересах несовершеннолетнего, обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на праве аренды сроком на 10 лет. Письмом от 06.05.2014г. Департамент отказал в предоставлении земельного участка, отказ является незаконным и нарушает права Ч.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Чернышева Е.А. просит решение суда отменить, мотивируя тем, что непредставление сведений о конкретном земельном участке не является основанием к отказу в удовлетворении требований, так как исполнение решение суда предполагает соблюдение предусмотренной действующим законодательством процедуры предоставления земельного участка, в том числе выбора, формирования земельного участка, заявитель не снимает с себя обязанности совершения необходимых действий в рамках этой процедуры.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327-1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия считает его подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст. 330 ГПК Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Чернышева Е.А. является матерью Ч. /дата рождения/ несовершеннолетний является ребенком - инвалидом, инвалидность установлена до 12.11.2028г.
17.04.2014г. Чернышева Е.А., действуя в интересах Ч. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявление о предоставлении земельного участка, расположенного на территории г. Перми, на правах аренды сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от 06.05.2014г. N ** Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал заявителю в предоставлении земельного участка. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие такой порядок. На территории г. Перми отсутствуют сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ, обязанность органов местного самоуправления по формированию таких земельных участков законодательством не предусмотрена. Право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства зависит от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
При разрешении заявленных требований, суд исходил из того, что наличие права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства находится в зависимости от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. За Ч. право собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано, несовершеннолетний проживает в квартире по адресу: **** общей площадью 58,3 кв.м., принадлежащей на праве собственности З. и З1. по 1\2 доли в праве за каждой. С учетом зарегистрированных в квартире лиц (4-х человек), суд пришел к выводу о том, что Ч. является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Департамента земельных отношений администрации г. Перми не имеется полномочий по установлению границ земельных участков, заявителем не представлено сведений о каком объекте недвижимого имущества идет речь, адрес земельного участка не указан, сведения о границах, индивидуально-определенных характеристиках испрашиваемого земельного участка материалы дела не содержат, в связи с чем права Ч. не нарушены.
Выводы суда о наличии права у заявителя просить конкретный земельный участок не основаны на нормах материального права, поскольку обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию инвалида любой произвольно выбранный им земельный участок действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии со статьями 29, 11 Земельного кодекса Российской Федерации, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо было осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.
Реализация инвалидом предоставленных ему социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма применения закона,
То обстоятельство, что испрашиваемый заявителем земельный участок не соответствует понятию земельного участка, который мог бы являться предметом договора аренды (не сформирован, границы не определены) правого значения для настоящего дела не имеет.
Предоставление инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи или аренды торги не проводятся, поскольку иное противоречило бы смыслу указанного закона. В силу норм действующего законодательства под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, осуществление государственного кадастрового учета, определения вида разрешенного использования, наличие технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. В связи с чем уполномоченный функциональный орган местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей по осуществлению процедуры формирования земельного участка, при этом совершение предусмотренных законом действий в рамках этой процедуры лицом, обратившееся за предоставлением такого земельного участка не исключается.
При таких обстоятельствах, отказ Департамента земельных отношений от 06.05.2014г. является незаконным и нарушает права Ч. на предоставление земельного участка.
В связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом способ устранения допущенного нарушения прав и свобод гражданина определяется судом самостоятельно.
Признавая отказ Департамента земельных отношений незаконным, судебная коллегия считает, что в данном случае заявление Чернышевой Е.А., действующей в интересах Ч. подлежит рассмотрению заинтересованным лицом повторно.
При этом судебная коллегия исходит из того, что в материалах гражданского дела не имеется сведений о наличии или отсутствии права собственности на объекты недвижимого имущества всех членов семьи Ч. установление данного обстоятельства имеет правовое значение для определения нуждаемости Ч. в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 09 июня 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми, изложенный в письме от 06 мая 2014 г. N ** , в предоставлении Чернышевой Е.А. , действующей в интересах Ч. , в аренду земельного участка, обязав повторно рассмотреть обращение заявителя.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.