Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего: Кузнецовой Г.Ю. Судей Петуховой Е.В., Фомина В.И. При секретаре Кармановой Ж.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 29.09.2014 года в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Казниной Ю.Ш. на решение Ленинского районного суда г.Перми от 02.07.2014 года, которым постановлено:
Казниной Ю.Ш. в удовлетворении иска к Правительству Пермского края о предоставлении в границах Бардымского муниципального района Пермского края благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения, а также в возмещении расходов по оплате государственной пошлины отказать.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казнина Ю.Ш. обратилась в суд с иском к Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения в границах Бардымского муниципального района Пермского края.
Заявленные требования обосновывала тем, что относится к категории лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители умерли, в 1999 году в отношении нее была установлена опека. Истец проживает и зарегистрирована в доме по ул. **** Бардымского района, 1\3 доля которого принадлежит ей на праве собственности. В указанном доме, помимо истца, зарегистрированы и проживают еще четыре человека, на каждого из проживающих приходится по 8,18 кв.м, в то время как учетная норма в Сарашевском сельском поселении составляет 10,5 кв.м. Органами местного самоуправления Казниной Ю.Ш. отказано во включении в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании Казнина Ю.Ш. участие не принимала, ее представитель на удовлетворении иска настаивал.
Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Межрайонное территориальное управление N 5 Министерства социального развития Пермского края представителей в судебное заседание не направили.
Представитель КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" иск не поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Казнина Ю.Ш., утверждая, что ее проживание по месту регистрации не представляется возможным, поскольку на одно лицо, проживающее совместно с истцом, приходится менее учетной нормы жилой площади. С заявлениями о постановке на соответствующий учет истец обращалась в органы государственной власти неоднократно, до достижения 23-летнего возраста.
Межрайонным территориальным управлением N 5 Министерства социального развития Пермского края представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с учетом требований, предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права.
С 01.01.2013 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.02.2012 N 15-ФЗ.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Указанным Законом также предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за указанными лицами, и в том случае если они достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Казнина Ю.Ш., /дата рождения/ , относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Бардымского района N 242 от 01.07.1999 года за несовершеннолетней Казниной Ю.Ш. закреплено жилое помещение по ул. **** Бардымского района.
Судом первой инстанции также установлено и не оспаривалось сторонами, что Казнина Ю.Ш. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 31.03.2000 года является собственником 1\3 доли в праве собственности на жилой дом площадью 40,9 кв.м., расположенный по ул. **** .
Казнина Ю.Ш. и члены ее семьи (брат - К1., брат - К2., бабушка - И., племянница - К3 .) зарегистрированы по ул. **** в с. **** .
Заявление Казниной Ю.Ш. от 10.07.2013 года о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечением жилым помещением специализированного жилищного фонда 11.09.2013 года комиссией МТУ N 5 Министерства социального развития Пермского края, отдел по Бардымскому району оставлено без удовлетворения. Основанием для отказа Казниной Ю.Ш. во включении в указанный список послужило наличие у заявителя на праве собственности доли в жилом помещении, размер которой превышает учетную норму предоставления жилого помещения, установленную в Сарашевском сельском поселении.
Полагая решение комиссии незаконным, Казнина Ю.Ш. указывает на свою нуждаемость в жилом помещении, на обеспеченность жилым помещением, общая площадь которого ниже учетной нормы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Казнина Ю.Ш. не имеет право на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку имеет на праве собственности жилое помещение, обратилась с соответствующим заявлением по истечении 23-х летнего возраста.
Указанный вывод суда основан на правильном применении норм материального права.
Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лишь в том случае, если их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным. Таким образом, обеспеченность указанной категории детей жильем менее учетной нормы не является основанием для внеочередного предоставления жилого помещения.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие у Казниной Ю.Ш. на праве собственности доли жилого помещения, руководствуясь п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд пришел к правильному выводу о том, что истец не имеет право на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в связи с наличием жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд, отказывая в удовлетворении иска не учел, что обеспеченность общей площадью каждого из проживающих по ул. **** менее установленной учетной нормы, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства являются самостоятельными основаниями предоставления жилых помещений по договорам социального найма в порядке очередности (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Принимая решение по заявленным Казниной Ю.Ш. требованиям, суд верно указал, что на дату обращения в суд с иском заявитель утратила статус лица из числе детей-сирот, соответственно, утратила право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно части 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г.) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Таким образом, исходя из положений ст. 109.1 ЖК РФ, а также ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе предоставление специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений на льготных основаниях, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.
Гарантированная законом льгота базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Таким образом, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23-х лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Следовательно, основания для удовлетворения исковых требований Казниной Ю.Ш., достигшей возраста 23 лет, отсутствовали, поскольку на момент обращения в суд указанный статус заявителем был утрачен.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся невозможности проживания в жилом помещении по ул. **** , о необходимости признания истца нуждающейся в предоставлении жилого помещения и о включении в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, состоятельными не являются, подлежат отклонению в силу вышеизложенного.
С учетом вышеизложенной позиции, доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения суда.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Казниной Ю.Ш. на решение Ленинского районного суда г.Перми от 02.07.2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.