Судья Московского городского суда Курциньш С.Э., рассмотрев кассационную жалобу Киселевой Н.В., поступившую 20 июня 2014 г., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 октября 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 апреля 2014 г. по гражданскому делу N 2-5838/2013 по иску Киселевой Н.В. к ОАО "Росгосстрах", СОАО "Военно-страховая компания" об установлении факта инвалидности, взыскании страхового возмещения,
Установил:
Киселева Н.В. обратилась в суд с иском к ОАО "Росгосстрах", СОАО "Военно-страховая компания" об установлении факта инвалидности, взыскании страхового возмещения, и, уточнив исковые требования, просила установить факт установления инвалидности по причине заболевания, полученного в период прохождения военной службы; признать незаконным отказ ОАО "Росгосстрах" в выплате страхового возмещения; обязать ответчика выплатить страховое возмещение в размере 1 000 000 руб. в связи с наступлением страхового случая - установлением 2 группы инвалидности в период прохождения военной службы в 2004 г.
В обоснование заявленных требований истец Киселева Н.В. указала, что проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в 2004 г. ей была установлена 2 группа инвалидности по причине общего заболевания и приказом от 23 марта 2007 г. уволена по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
02 июня 2009 г. Киселевой Н.В. установлена вторая группа инвалидности по причине военной травмы, полученной в период военной службы, что послужило основанием для обращения к ОАО "Росгосстрах" с заявлением о выплате страховой суммы. Однако ответчик отказал в страховой выплате в связи с тем, что инвалидность по причине военной травмы была установлена по истечении одного года с момента увольнения, данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с названным иском.
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02 августа 2013 г. в качестве ответчика ОАО "ВСК" привлечено к участию в данном деле.
Представители ответчиков ОАО "Росгосстрах" и СОАО "ВСК" при рассмотрении данного дела иск не признали, по мотивам того, что инвалидность была установлена истцу по истечении одного года после окончания военной службы.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 октября 2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 апреля 2014 г., в удовлетворении исковых требований Киселевой Н.В. отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда.
14 июля 2014 г. данное дело истребовано для проверки в кассационном порядке из Замоскворецкого районного суда г. Москвы и поступило в Московский городской суд 25 июля 2014 г.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив состоявшиеся судебные постановления, проверив доводы жалобы, нахожу, что таковых нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, доводы жалобы не могут повлечь за собой возможность отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке по следующим основаниям.
Судом установлено, что Киселева Н.В. проходила военную службу и в соответствии с приказом начальника 4-й комендатуры - эксплуатационной КУЭУ г. Москвы от 23 марта 2007 г. N 55 уволена в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
05 июля 2004 г. Киселевой Н.В. установлена 2 группа инвалидности по причине общего заболевания, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 19 августа 1994 г., на срок до 01 августа 2005 г.
02 июня 2009 г. истцу установлена вторая группа инвалидности по причине военной травмы на срок до 01 июля 2010 г.
13 августа 2009 г. Киселева Н.В. освидетельствована 1 ЦВК МО Российской Федерации, по результатам которого признана негодной к военной службе, установлено наличие военной травмы, полученной в период военной службы.
Истец обратилась в ОАО "Росгосстрах" с заявлением о получении страховой выплаты. 11 декабря 2009 г. ОАО "Росгосстрах" отказало в страховой выплате со ссылкой на то обстоятельство, что инвалидность второй группы установлена Киселевой Н.В. по истечении одного года после увольнения со службы.
Между тем 30 декабря 2008 г. между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Росгосстрах" заключён Государственный контракт N <...>по иску Киселевой Н.В. к ОАО "Росгосстрах", СОАО "Военно-страховая компания" об установлении факта инвалидности, взыскании страхового возмещения на оказание услуг в 2009 г. по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии с пунктом 1.3 указанного Контракта застрахованным лицами являются лица, определённые в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Указом Президента Российской Федерации от 01 января 2008 г. N 1 "О штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации". Согласно пункту 3.1 указанного Контракта страховые случаи устанавливаются в соответствии со статьёй 4 Закона об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих. Срок действия Контракта определён сторонами с 01 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. (пункт 11.1 Контракта от 30 декабря 2008 г.). При этом стороны оговорили, что в части наступления страховых случаев, предусмотренных абзацами 2 и 3 статьи 4 Закона об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, в отношении Застрахованных лиц, до истечения одного года после увольнения их с военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если гибель (смерть) или инвалидность наступили вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов, выплаты страховых сумм производятся с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. включительно. Согласно пункту 11.2 Страховщик обязан осуществлять выплаты страховых сумм по страховым случаям, наступившим в сроки, установленные пунктом 11.1 Контракта вне зависимости от срока обращения Застрахованных лиц (выгодоприобретателей).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд пришёл к выводу о том, что основания для возложения на ОАО "Росгосстрах", СОАО "ВСК" обязанности по выплате истцу Киселевой Н.В. страхового возмещения отсутствуют, поскольку инвалидность повторно была установлена истцу по истечении одного года с момента увольнения.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласилась.
Выражая несогласие с обжалуемыми судебными постановлениями, заявитель Киселева Н.В. указывает, что фактически инвалидность 2 группы была установлена ей в 2004 г. и впоследствии в 2009 г. была лишь изменена формулировка с "общего заболевания" на формулировку "военная травма". Таким образом, по мнению заявителя, вывод суда о том, что инвалидность была установлена по истечении одного года после увольнения с военной службы нельзя признать обоснованным, учитывая, что наличие военной травмы было установлено 1 Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, исходя из имеющихся у истца Киселевой Н.В. заболеваний на момент её увольнения с военной службы.
Вместе с тем приведённый довод не может повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определены Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
В соответствии со статьёй 4 названного Закона страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования в том числе является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Положения пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 г. N 86-ФЗ), действовавшие до 1 января 2012 г., предусматривали, что размер страховых сумм, выплачиваемых при наступлении страховых случаев, определялся исходя из группы инвалидности и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания.
Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в приведенные выше положения пунктов 1 и 2 статьи 5, которые вступили в силу с 1 января 2012 г. Согласно данным изменениям страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в фиксированном размере в зависимости от группы инвалидности.
Разрешая спор, суд пришёл к выводу о том, что право на страховую выплату в размере, установленном статьёй 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ с 1 января 2012 г., у истца не возникло.
На период увольнения истца из органов внутренних дел действовали условия Государственного контракта, заключённого 30 декабря 2003 г. между МВД России и СОАО "ВСК", на момент установления истцу группу инвалидности - Государственный контракт N <...>, заключённый 30 декабря 2008 г. между МВД России и ОАО "Росгосстрах" на оказание в 2009 г. услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.
Разрешая исковые требования истца о выплате страховой суммы, руководствуясь статьёй 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, условиями вышеуказанных контрактов, суд исходил из того, что поскольку наличие у истица Киселевой Н.В. военной травмы установлено по истечении одного года после увольнения со службы, в соответствии с условиями вышеприведённых контрактов обязанность по выплате истцу страхового возмещения не может быть возложена на ответчиков ОАО "Росгосстрах" и СОАО "ВСК".
Следует также отметить, что доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда о том, что впервые инвалидность была установлена истцу в 2004 г. на срок до 2005 г. по причине общего заболевания, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 19 августа 1994 г., при котором Киселева Н.В. была сбита автомобилем при следовании со службы домой, получив при этом закрытый перелом левого бедра в средней трети, закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Руководствуясь статьями 383, 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Определил:
в передаче кассационной жалобы Киселевой Н.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 октября 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 апреля 2014 г. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Курциньш С.Э.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.