Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Шалибашвили А.А., поступившую 08 июля 2014 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2014 года по делу по заявлению Шалибашвили А.А. о признании незаконным Распоряжения заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N Р54-10409 от 08 декабря 2011 года в части снятия Шалибашвили А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, истребованному 30 июля 2014 года и поступившему в суд кассационной инстанции 11 августа 2014 года,
установил:
Шалибашвили А.А. обратился в суд с заявлением об обжаловании распоряжения Департамета жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и просил признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N Р54-10409 от 18 декабря 2011 года в части снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку оно вынесено с нарушением действующего законодательства и без учета его жилищного положения.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2013 года постановлено:
Заявление Шалибашвили А.А. об обжаловании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Распоряжение заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N Р54-10409 от 08 декабря 2011 года в части снятия Шалибашвили А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий признать незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2014 года постановлено:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2013 г. отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Шалибашвили А.А. о признании незаконным Распоряжения заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N Р54-10409 от 08 декабря 2011 года в части снятия Шалибашвили А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.
В кассационной жалобе Шалибашвили А.А. по доверенности просит отменить состоявшееся по делу апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
30 июля 2014 года судьей Московского городского суда гражданское дело истребовано в Московский городской суд.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из апелляционного определения, оно сомнений в законности не вызывает, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Статьями 51 и 52 ЖК РФ установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим кодексом случаях.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 3 ст. 3 и ст. ст. 4 и 15 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, признанные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и в установленном настоящим Законом порядке нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на улучшение жилищных условий путем: предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма; предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору безвозмездного пользования.
Жители города Москвы, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, сохраняют право на улучшение жилищных условий путем: предоставления жилых помещений по договору социального найма; предоставления жилых помещений по договору найма; предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования; предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений.
Жители города Москвы снимаются с жилищного учета в следующих случаях: выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы; при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений; при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях; при перечислении в установленном порядке субсидии; при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы сведений, не соответствующих указанным в заявлении, а также в представленных заявителем документах; при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет; при подаче в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или в случае предоставления им жилого помещения в соответствии с настоящим Законом; в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Судом установлено, что решением Исполкома Люблинского райсовета города Москвы от 28 декабря 1991 года N 591жк Котова И.М., как одинокая мать, с дочерью Котовой М.А. принята на учет по улучшению жилищных условий.
31 августа 1994 г. Котова И.М. вступила в брак с Шалибашвили А. А.
01 мая 1998 г. у Котовой И.М. и Шалибашвили А.А. родился сын Шалибашвили Александр.
Котовы И.М. и М.А., а также Шалибашвили А.А. и А.А. зарегистрированы и проживают в жилом помещении - однокомнатной квартире площадью 32,30 кв. м. по адресу: город ***, принадлежащей на праве собственности Котовой И.М., Котовой М.А. и Шалибашвили Александру в равных долях (л. д. 84 - 85).
На основании решения мирового судьи судебного участка N 255 района Марьино города Москвы от 27 августа 2007 года, брак между Котовой И.М. и Шалибашвили А.А. был прекращен 18 сентября 2007 года (л. д. 68).
Распоряжением ДЖПиЖФ города Москвы от 18 декабря 2011 года N Р-54-10409 Котовым И.М. и М.А., а также несовершеннолетнему Шалибашвили Александру с использованием ипотечного кредитования было предоставлено жилое помещение - трехкомнатная квартира площадью 84,4 кв.м. по адресу: *** (л. д. 51 - 52 и 168 - 170).
29 декабря 2011 года между ДЖПиЖФ города Москвы, Котовой М.А. и Котовой И.М., действующей также в интересах несовершеннолетнего сына Шалибашвили Александра заключен договор купли-продажи жилого помещения, согласно которого на основании названного распоряжения N Р54-10409 Котовым в равнодолевую собственность была передана квартира по вышеуказанному адресу, что в свою очередь послужило основанием к снятию Шалибашвили А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5.2 обжалуемого распоряжения) (л. д. 48 - 50 и 169).
Удовлетворяя заявление Шалибашвили А.А. о признании незаконным Распоряжения заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N Р54-10409 от 08 декабря 2011 года в части снятия Шалибашвили А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд исходил из того, что обжалуемым распоряжением жилищные условия Шалибашвили А.А. улучшены или изменены не были, субсидию Шалибашвили А.А. не получал и не совершал никаких действий, влекущих снятие его с у чета, в связи с чем оснований для снятия его с учета не имелось.
Кроме того, суд исходил из того, что вышеуказанное жилое помещение Шалибашвили А.А. не принадлежит и никогда не принадлежало, в связи с чем он не имеет никаких прав на указанную квартиру, кроме права пользования, и неправомерно учитывать данную площадь при решении вопроса о его снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако судебная коллегия не согласилась с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
Согласно положениям ч. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления жилого помещения на одного человека составляет 18 кв.м жилого помещения.
Суд при разрешении спора не учел, что предоставление части семьи (бывшей жене с дочерью и сыном) в порядке улучшения жилищных условий трехкомнатной квартиры по Рождественской улице повлекло за собой улучшение жилищных условий оставшихся на занимаемой и не подлежащей освобождению жилой площади членов семьи, состоявших на жилищном учете (заявителя Шалибашвили А.А.), так как заявитель остался проживать один в отдельной однокомнатной квартире по *** проезду площадью жилого помещения 32,3 кв.м, что более нормы предоставления, установленной в размере 18 кв.м площади жилого помещения на одного человека.
Кроме того, как было установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Шалибашвили А.А. был вселен и зарегистрирован в квартире в качестве члена семьи нанимателя 29 июня 1999 года, брак между Шалибашвили А.А. и Котовой И.М. был прекращен в сентябре 2007 года, квартира по *** проезду была передана в собственность Котовой И.М., Котовой М.А. и Шалибашвили Александра в порядке приватизации в 2004 году, заявитель Шалибашвили А.А. отказался от участия в приватизации жилого помещения по *** проезду, в связи с чем на основании ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" имеет право пожизненного пользования жилым помещением, от участия в приватизации которого он отказался. Однако указанное право пользования указанным жилым помещением не порождает право заявителя Шалибашвили А.А. на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о том, что обжалуемое распоряжение о снятии Шалибашвили А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не нарушает жилищные права заявителя. На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для признания Распоряжения заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N Р54-10409 от 08 декабря 2011 года в части снятия Шалибашвили А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия обоснованно полагала обжалуемое решение суда подлежащим отмене, и приняла решение об отказе в удовлетворении заявления Шалибашвили А.А. о признании незаконным Распоряжения заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N Р54-10409 от 08 декабря 2011 года в части снятия Шалибашвили А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы искового заявления, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, так как применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципу правовой определенности не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Шалибашвили А.А. с делом на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2014 года по делу по заявлению Шалибашвили А.А. о признании незаконным Распоряжения заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N Р54-10409 от 08 декабря 2011 года в части снятия Шалибашвили А.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И.Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.