Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Ильченко В.И., поступившую в суд кассационной инстанции 03 сентября 2014 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 июня 2014 года по гражданскому делу по иску Ильченко В.И. к Военному комиссариату Московской области о признании права на повышение пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии и выплате перерасчета,
установил:
Ильченко В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о признании права на повышение пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии и выплате перерасчета, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 26 ноября 2013 года постановлено:
- исковые требования удовлетворить;
- признать за Ильченко В.И. право на повышение пенсии как ветерану боевых действий с 16 декабря 2004 года;
- обязать военный комиссариат Московской области произвести перерасчет пенсии с учетом предусмотренного повышения как ветерану боевых действий с 16 декабря 2004 года и выплатить указанный перерасчет;
- взыскать с Военного комиссариата Московской области в пользу Ильченко В.И. судебные расходы в размере 3 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 июня 2014 года решение суда отменено; принято новое решение; постановлено:
- Ильченко В.И. в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Московской области о признании права на повышение пенсии как ветерану боевых действий, перерасчете пенсии - отказать.
В кассационной жалобе истец Ильченко В.И. выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Ильченко В.И. проходил военную службу с 20 августа 1984 года по 28 февраля 2002 года; 16 декабря 2004 года Ильченко В.И. выдано удостоверение о праве на льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах"; в материалах личного дела имеется справка Центрального архива о том, что Ильченко В.И. в составе летного экипажа войсковой части 06965, 14 мая 1996 года полагался убывшим в командировку Чиндат-Моздок; Ильченко В.И. является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации, имеет удостоверение ветерана боевых действий, предоставляющее ему право на льготы, установленные Федеральный законом "О ветеранах", получает пенсию в Военном комиссариате Московской Области.
Рассматривая данное дело, суд, по мотивам, изложенным в решении суда, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Ильченко В.И. исковых требований, сославшись на то, что Ильченко В.И., как ветеран боевых действий, имеет право получение пенсии в повышенном размере и такое право он имеет с момента получения удостоверения, так как удостоверение было выдано тем Военным комиссариатом, который и назначил пенсию за выслугу лет.
Отменяя решение суда в апелляционном порядке и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ильченко В.И., судебная коллегия исходила из того, что в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; согласно п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Закону "О ветеранах"; в соответствии с указанным перечнем, положения ст. ст. 3, 4 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года распространяются исключительно на лиц, принимавших участие в боевых действиях на территориях, указанных в разделе 3 приложения; следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении боевых задач согласно вышеуказанному перечню, являются ветеранами боевых действий, которые вправе требовать выплаты надбавки к пенсии в порядке п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1; согласно ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перерасчет размеров пенсий производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой такой перерасчет в сторону его увеличения; согласно архивной справке, в приказе от 12 мая 1996 года командира войсковой части 06965, привлекавшейся к выполнению задач в ходе проведения контртеррористической операции на территории Чеченской республики, Ильченко В.И. значится убывшим в командировку в Чиндат-Моздок; какие-либо объективные доказательства, могущие с достоверностью свидетельствовать об участии Ильченко В.И. в боевых действиях, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и групп, подтверждающие периоды выполнения задач, суду не представлены; поскольку само по себе нахождение в период прохождения службы на территории, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач по обеспечению безопасности и защите граждан, проживающих на территории Чеченской Республики, при увольнении Ильченко В.И. участие в боевых действиях не подтверждено отметкой в разделе 13 послужного списка военнослужащего, финансово-экономическим органом при расчете выслуги лет военнослужащего для права на пенсию выслуга лет в льготном исчислении один месяц за три, как это подсчитывается участникам боевых действий, не рассчитана, постольку в удовлетворении заявленных Ильченко В.И. исковых требований должно быть отказано.
Данные выводы в апелляционном определении судебной коллегией мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанное апелляционное определение судебной коллегии сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы Ильченко В.И. не вызывает, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Ильченко В.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 июня 2014 года по гражданскому делу по иску Ильченко В.И. к Военному комиссариату Московской области о признании права на повышение пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии и выплате перерасчета - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.