Апелляционное определение Московского городского суда от 08 ноября 2013 г. N 11-30393/13
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.,
судей Нестеровой Е.Б., Зыбелевой Т.Д.
при секретаре Туниной Е.П.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Владимировой Н.Ю.
дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-ГУ ПФР N9 по Москве и МО на решение Хорошевского районного суда г.Москвы от 07 мая 2013 года, которым постановлено:
Признать за Нефедовой Е.К. право на назначение трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 3 года.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N9 по Москве и МО назначить Нефедовой Е.К. досрочную трудовую пенсию с ***2012 года,
У с т а н о в и л а:
Нефедова Е.К. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N9 по Москве и МО об обязании назначить досрочную трудовую пенсию.
В обоснование заявленных требований указав, что 20 августа 2012 года она обратилась в пенсионный отдел за назначением досрочной трудовой пенсии, однако в назначении пенсии ей было отказано на основании пп.6 и пп.7 п.1 ст.10 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении".
Истец в судебное заседание явилась, иск поддержала.
Представитель ответчика в суд явилась, иск не признала.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного просит в апелляционной жалобе представитель ГУ-ГУ ПФР N9 по Москве и МО.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ГУ-ГУ ПФР N9 по Москве и МО, Нефедову Е.К., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ".
В соответствии с п.п. 7, 8 ст. 13 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) па территории зоны проживания с правом на отселение, а также граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 33 Закона N 1244-1, гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия но старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст. 34 Закона N 1244-1, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия но старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как установлено судом 1 инстанции и следует из материалов дела, Нефедова Е.К. с *** года по *** года проживала в *** в зоне с правом на отселение, что подтверждается справкой от *** года N *** Овручевского городского совета и удостоверением серии ***.
Суд пришел к выводу, что в силу закона истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в данной зоне на абсолютную величину 2 года.
С *** года по *** года проживала в ***- в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Период ее проживания в этой зоне составил более 4 лет. Суд указал, что за проживание в данной зоне Нефедова Е.К. имеет право на снижение пенсионного возраста на дополнительную величину 1 год (на 1 год за каждые 4 года проживания).
Суд пришел к выводу о том, что общая величина снижения возраста выхода истца на пенсию составляет * года, сославшись на Определение Конституционного суда РФ от 11.07.2006г. N 403-О .
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.
Как усматривается из Определения Конституционного суда РФ от 11.07.2006г. N 403-О по жалобам граждан О.С. Барышниковой, В.Н. Бокаревой и других на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 13, статьей33 и 34 закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 2 статьи 10 Федерального Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", названные граждане ссылались на то, что населенные пункты, в которых они проживали на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года), распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р были отнесены к зоне проживания с правом на отселение. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582, признавшим указанное распоряжение утратившим силу с 1 февраля 1998 года, эти населенные пункты, в которых заявители проживают и по настоящее время, отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Узловскому району Тульской области отказало заявителям в назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, поскольку их статус изменился и они более не относятся к гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение. Узловский городской суд Тульской области и судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда подтвердили правильность таких решений и указали, что заявители приобретут право на пенсию на 3 года ранее достижения возраста, установленного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - как граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В Определении Конституционного суда РФ указано, что положения статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями части первой статьи 13 того же Закона и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством Российской Федерации, и для граждан, выехавших с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, не относящуюся к зараженной. Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. То есть, из данного Определения Конституционного Суда РФ не следует вывод о возможности суммирования мер социальной поддержки для граждан, проживавших на территориях разных зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии со ст.10 Закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;
6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;
7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;
9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;
11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.
Нефедовой Е.К., ***г.р., пенсионными органами в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.6 и п.7 ст.10 Закона " О государственном пенсионном обеспечении" было отказано, при этом было указано, что она имеет право на назначение досрочной пенсии в возрасте 53 лет, то есть, с *** /л.д.10-11/.
В соответствии со ст.3 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
То есть, одинаковые меры социальной поддержки на основании Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Сторонами не оспаривалось, что истец на момент с *** по *** постоянно не проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, следовательно, первоначальное уменьшение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года для нее не предусмотрено.
Однако, истец работала в зоне проживания с правом на отселение с *** по *** (***), а поэтому, в соответствии со ст.33 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеет право на дополнительное уменьшение общеустановленного пенсионного возраста ( на 1 год за каждые 3 года проживания или работы) - 6 лет: 3 года = 2 года, следовательно, имеет право выхода на пенсию по достижении 53 лет.
Также в период с *** по *** истец проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в данном случае, в соответствии со ст.34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеет право на дополнительное уменьшение общеустановленного пенсионного возраста (на 1 год за каждве 4 года проживания или работы) - 4 года : 4 года = 1 год, следовательно, имеет право выхода на пенсию по достижении 54 лет.
То есть, для истца более выгоден расчет в соответствии со ст.33 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", при этом следует отметить, что данная пенсия истцу в настоящее время назначена, что не оспаривалось истцом в заседании судебной коллегии.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований Нефедовой Е.К. не имеется, а при таких обстоятельствах, решение суда следует отменить, в удовлетворении иска - отказать.
Довод возражений на апелляционную жалобу о том, что в первой редакции Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" , введенного в действие с 01.09.1991г., было сказано, что граждане, относящиеся одновременно к двум и более категориям, указанным в ст.13 настоящего Закона, которым в соответствии со ст.30-37 настоящего Закона и ст.11,12 и 14 Закона РСФСР " О государственных пенсиях в РСФСР" предоставлено право выхода на пенсию по старости ( по возрасту) с уменьшением возраста, установленного ст.10 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", имеют право на суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста, не может служить основанием для удовлетворения требований истца, так как в данном случае речь идет о возможности, при определенных условиях, суммирования льгот, предоставляемых разными законами - Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Законом "О государственных пенсиях в РСФСР".
Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст.328,329,330 ГПК РФ
О п р е д е л и л а:
Решение Хорошевского районного суда г.Москвы от 07 мая 2013 года отменить. В удовлетворении иска Нефедовой Е.К. к Государственному учреждению-Главному управлению ПФР N 9 по г.Москве и Московской области об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.