Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей Д.М. Харитонова, И.П. Козлова,
при секретаре П.А. Кривенцове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе МОО ПЦ (***) "***" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 мая 2014 года по делу по заявлению МОО ПЦ "***" об оспаривании представления Прокуратуры г. Москвы, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
МОО ПЦ "***" обратилась в суд с указанным выше заявлением, полагая незаконным представление Прокуратуры г. Москвы об устранении нарушений закона в части неисполнения заявителем обязанности подать в орган юстиции заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Требования мотивированы тем, что заявитель не занимается политической деятельностью в России, а потому не относится к иностранным агентам.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 мая 2014 года постановлено: в удовлетворении заявления МОО ПЦ "***" о признании незаконным представления Прокуратуры г. Москвы от 29 апреля 2013 года отказать.
В апелляционной жалобе МОО ПЦ "***" ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представители МОО ПЦ "***" - К.Н. ***, А.В. ***, по доверенности от *** года, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители Прокуратуры г. Москвы - А.В. ***, Н.А. ***, О.Н. ***, просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей МОО ПЦ "***", возражения представителей Прокуратуры г. Москвы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Установлено, что деятельность МОО ПЦ "***" в соответствии с её Уставом имеет целью предание гласности и распространение достоверной информации о существенных нарушениях прав человека и основных свобод, привлечение внимания общественности, государственных и международных структур к такого рода нарушениям; раскрытие правды о преступлениях тоталитарных режимов, о террористических методах управления обществом, изучение их причин и следствий; проведение и поддержка исследовательской деятельности, направленной на изучение массовых нарушений прав человека в зонах конфликтов; содействие защите лиц, подвергающихся преследованиям по политическим мотивам или незаконным репрессиям со стороны государственных органов.
Таким образом, указанные положения Устава заявителя предусматривают, что МОО ПЦ "***" была создана с целью осуществления ею, среди прочего, политической деятельности.
Реализуя указанные цели, МОО ПЦ "***" на своем официальном сайте разместило сведения о реализуемых программах, среди которых, ***.
В связи с этим в представлении Прокуратуры г. Москвы отмечено, в частности, что уставные направления деятельности МОО ПЦ "***" и планируемые ею мероприятия фактически направлены на формирование общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики. Такая деятельность соответствует признакам политической по смыслу ч. 6 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Данная политическая деятельность МОО ПЦ "***" в период с 23 ноября 2012 года по 18 марта 2013 года получила финансовую поддержку от иностранных источников в размере не менее *** рублей.
Так, в рамках реализации программы: "***" МОО ПЦ "***" заключено соглашение с Национальным Фондом Поддержки Демократии -NED (США) о предоставлении Центру денежных средств (*** долларов США в феврале 2013 года и *** долларов США в июне 2013 года) на осуществление проекта - "***".
Предоставляемые NED денежные средства используются МОО ПЦ "***" на реализацию мероприятий по созданию и обеспечению деятельности Общенациональной информационно-новостной сети "***" через веб-ресурс - Интернет-сайт: ***.
В проект "***" входит систематизация документов и новостей "о политически-мотивированных арестах и задержаниях" в РФ, включая сведения о конкретных уголовных делах, правоприменительной практике, данных представителей органов власти и сотрудников правоохранительных органов, имеющих отношение к освещаемым делам.
Кроме этого, *** применяется разнообразный механизм сбора и распространения информации "о политически-мотивированных арестах и задержаниях" (мониторинг и анализ обращений граждан, СМИ, социальных сетей), в том числе, посредством сайта ***, ежемесячное число посетителей которого составляет около 12 000 посетителей.
Проектом предусмотрена организация взаимодействия с региональными отделениями Правозащитного Центра "***", организациями "***", "***" и "***". Перспективным планом *** по расширению целевой аудитории является размещение на сайте *** ежеквартальных аналитических отчетов о количестве "политически-мотивированных арестов и задержаний" в РФ.
Согласно сведениям о сайте ***, полученным в общедоступной системе запроса доменных имен *** года и зарегистрирован на неустановленное лицо, а его техническая площадка (сервер) территориально расположена в городе Скотсдэйл штата Аризона (США).
Таким образом, результаты прокурорской проверки подтвердили политическую деятельность заявителя и факт финансирования МОО ПЦ "***" от иностранного источника.
В связи с этим 29 апреля 2013 года заместителем прокурора г. Москвы в адрес МОО ПЦ "***" было внесено представление о необходимости соблюдения заявителем законодательства, регулирующего деятельность иностранных агентов. В соответствии с требованиями прокурорского представления МОО ПЦ "***" должно подать заявление в Министерство юстиции о своём включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Указанные в представлении Прокуратуры г. Москвы обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании. При этом представление Прокуратуры г. Москвы основано на праве.
Так, согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции до введения в действие Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 147-ФЗ) некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении её в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Бланк такого заявления приведён в Приложении N 1 к Порядку введения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утв. Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 г. N 223.
Аналогичные требования установлены ч. 6 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", нормы которой (в редакции до введения в действие Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 236-Федерального закона) дополнительно предусматривают, что общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Такое общественное объединение ежеквартально представляет в федеральный орган государственной регистрации сведения, предусмотренные абзацем восьмым части первой настоящей статьи.
Приведённое законодательное регулирование в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступило в силу после 23 ноября 2012 года, а установленные Прокуратурой г. Москвы в представлении факты касались деятельности МОО ПЦ "***" после указанной даты.
При толковании названных законоположений в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. ***, С.М. *** В.П. ***" указано, что из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", вытекает, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Осуществление же некоммерческой организацией деятельности в таких областях, как наука, культура, искусство, здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан, социальная поддержка и защита граждан, защита материнства и детства, социальная поддержка инвалидов, пропаганда здорового образа жизни, физическая культура и спорт, защита растительного и животного мира, благотворительность, а также содействие благотворительности и добровольчество, не относится к политической деятельности, занятие которой может служить основанием для признания такой организации выполняющей функции иностранного агента, - даже если она имеет целью воздействие на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, но при условии, что эти цели не выходят за пределы (рамки) соответствующей области деятельности.
Возложение на некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента, обязанности до начала политической деятельности подать заявление о включении в соответствующий реестр направлено лишь на дополнительное обеспечение прозрачности (открытости) деятельности такой организации и не препятствует ей ходатайствовать о получении финансирования и получать его как от иностранных, так и от российских источников, а равно не означает дифференцированного отношения к некоммерческим организациям, участвующим в политической деятельности, в зависимости от целей, форм и методов этой деятельности.
Более того, само по себе получение некоммерческой организацией финансирования от иностранных источников и наличие у нее потенциальной возможности заниматься политической деятельностью на территории Российской Федерации не являются основанием для признания ее выполняющей функции иностранного агента. Обязанность официально принять на себя соответствующий статус посредством направления в уполномоченный орган заявления о своем включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возникает у некоммерческой организации только тогда, когда она действительно намерена после получения денежных средств или иного имущества от иностранных источников принимать участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. При этом в силу презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций данная обязанность должна реализовываться в уведомительном порядке - исходя из самостоятельной оценки некоммерческой организацией собственных намерений - до начала осуществления политической деятельности.
Иная трактовка абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", предполагающая, что обязанность подачи заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, распространяется на все некоммерческие организации, имеющие возможность осуществлять политическую деятельность на территории Российской Федерации, означала бы, что любая такая организация, получившая денежные средства или иное имущество от иностранных источников, автоматически подпадает под понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, поскольку ни одна из некоммерческих организаций не лишена возможности заниматься политической деятельностью. Однако такая трактовка не согласуется с логикой рассматриваемого законодательного регулирования, которое имеет своим предназначением выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не только по признаку их иностранного финансирования, но и в качестве специального субъекта политической деятельности, целенаправленно участвующего в политических акциях, рассчитанных на оказание воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
В случае если органы юстиции или прокуратуры полагают, что та или иная некоммерческая организация необоснованно уклоняется от подачи заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, они вправе вынести ей в целях устранения допущенных, по их мнению, нарушений требований абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" письменное предупреждение (подпункт 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях") или прокурорское предостережение (статья 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"), имея при этом в виду, что обязанность представления доказательств, свидетельствующих о намерении некоммерческой организации участвовать в политической деятельности или о реальном участии в таковой, лежит на них как компетентных представителях государственной власти.
Подтверждением наличия намерений участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации могут быть учредительные, программные и иные официальные документы некоммерческой организации, публичные выступления ее руководителей (должностных лиц), содержащие призывы к принятию, изменению или отмене тех или иных государственных решений, уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования, направленные данной некоммерческой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, подготовка и выдвижение законодательных инициатив, а также другие проявления социальной активности, объективно свидетельствующие о ее желании заниматься организацией и проведением политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику.
Предупреждение или предостережение, адресованное некоммерческой организации органом юстиции или органом прокуратуры, в системе действующего правового регулирования не означает для нее безусловной обязанности исполнить содержащиеся в нем указания (требования) и подать заявление о своем включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, поскольку она вправе оспорить такое предупреждение или предостережение в судебном порядке. При рассмотрении судом жалобы некоммерческой организации доказывание фактов получения ею иностранного финансирования и наличия у нее намерений участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, возлагается на орган, вынесший обжалуемое предупреждение или предостережение, а установленное судом отсутствие таковых обязывает его, руководствуясь статьями 18, 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 118 (часть 1) и 120 Конституции Российской Федерации, признать соответствующее предупреждение или предостережение незаконным; при этом любые объективные затруднения в оценке характера и (или) целевой направленности деятельности некоммерческой организации, получающей денежные средства или иное имущество от иностранных источников, должны толковаться исходя из презумпции законности и добросовестности такой деятельности.
В соответствии с этим судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и сделан верный вывод о том, что Прокуратурой г. Москвы представлены доказательства оказания МОО ПЦ "***", осуществляющей политическую деятельность на территории России, финансовой поддержки от иностранного источника.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что в период действия императивных норм, регулирующих деятельность иностранных агентов, МОО ПЦ "***" получены деньги от иностранного источника на специально открытые МОО ПЦ "***" валютные счета.
Доводы жалобы о том, что МОО ПЦ "***" не осуществляет политической деятельности, главным образом основаны не на оспаривании установленных в ходе прокурорской проверке фактов, а на их иной оценке, в соответствии с которой широкое распространение информации об арестах и задержанных по политическим мотивам не относится к политической деятельности.
Между тем, подготовка и распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, материалов в указанной области напрямую связано с оценкой принимаемых государственными органами решений в сфере проведения массовых публичных мероприятий, направлено на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и гражданского общества к тому, что правомерная, по мнению МОО ПЦ "***", активность может преследоваться государством. Сама МОО ПЦ "***" характеризует решения органов государственной власти как политически мотивированные, распространяет данные представителей органов власти и сотрудников правоохранительных органов, имеющих к тому отношение. Все это происходит в рамках соглашения с лицами, являющимися иностранными источниками финансирования программы "***".
Данные обстоятельства подтвердил свидетели Г.Н. *** и С.К. ***. При этом утверждения последнего о том, что он участвует в публичных мероприятиях как частное лицо, противоречат его объяснениям, согласно которым он является руководителем программы МОО ПЦ "***" "Повышение уровня осведомленности российского общества об арестах и задержаниях по политическим мотивам".
При таком положении судебная коллегия соглашается с тем, что Прокуратурой г. Москвы представлены достаточные и неопровержимые доказательства того, что валютные средства были приняты МОО ПЦ "***" от иностранного источника в поддержку реально осуществляемой заявителем политической деятельности и в период активного осуществления МОО ПЦ "***" такой деятельности.
Довод жалобы о том, что вмешательство в деятельность МОО ПЦ "***" было непропорциональным, не может быть принят во внимание, поскольку требования Прокуратуры г. Москвы основаны на праве, не лишают заявителя возможности в полном объеме осуществлять свою уставную деятельность, включая политическую, и получать финансирование от иностранных источников при обеспечении прозрачности как самой деятельности, так и источников её финансирования.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.