Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей В.В. Лукьянченко, Н.Е. Вишняковой,
при секретаре М.В. Чеботарёвой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе А.В. Ларичева на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2013 года по делу по заявлению А.В. Ларичева о признании недействительным заключения от 1 марта 2013 года Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЗАО г. Москвы о проведении публичных слушаний по проекту планировки территории кв. 50 района Кунцево, кв. 53 района Фили-Давыдково, публичных слушаний несостоявшимися, признании результатов публичных слушаний по проекту планировки территории кв. 50 района Кунцево, кв. 53 района Фили-Давыдково с учетом развития транспортного узла в районе станции метро "Кунцевская" недействительными, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
А.В. Ларичев обратился в суд с указанным выше заявлением, полагая нарушенными его права на участие в проведении публичных слушаний.
Требования мотивированы тем, что предложения и замечания участников публичных слушаний не были учтены и отражены. Кроме того, жители района не были извещены о проведении публичных слушаний путем размещения информации на подъездах жилых домов.
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2013 года постановлено: в удовлетворении заявления А.В. Ларичева о признании недействительным заключения от 1 марта 2013 года Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЗАО г. Москвы о проведении публичных слушаний по проекту планировки территории кв. 50 района Кунцево, кв. 53 района Фили-Давыдково, публичных слушаний несостоявшимися, признании результатов публичных слушаний по проекту планировки территории кв. 50 района Кунцево, кв. 53 района Фили-Давыдково с учетом развития транспортного узла в районе станции метро "Кунцевская" недействительными отказать.
В апелляционной жалобе А.В. Ларичева ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии А.В. Ларичев и его представитель В.Г. Вернер, по доверенности от 28 мая 2013 года, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Префектуры ЗАО г. Москвы - Е.А. Бурина, по доверенности от 21 марта 2014 года, просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЗАО г. Москвы, извещённой о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав А.В. Ларичева и его представителя, представителя Префектуры ЗАО г. Москвы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что с 22 января по 1 марта 2013 года в районе Фили-Давыдково города Москвы проводились публичные слушания по проекту планировки территории кв. 50 района Кунцево, кв. 53 района Фили-Давыдково с учетом развития транспортного узла в районе станции метро "Кунцевская".
Информационное сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано в районной газете "На Западе Москвы Фили-Давыдково" N 1 январь 2013 года, а также размещено на официальном сайте Управы района Фили-Давыдково города Москвы, на информационных стендах Управы района Фили-Давыдково, направлено депутату Московской городской думы ---, в муниципальное собрание внутригородского муниципального образования Фили-Давыдково в городе Москве.
В период с 31 января по 6 февраля 2013 года по адресу: ---, проведена экспозиция проекта планировки территории кв. 50 района Кунцево, кв. 53 района Фили-Давыдково с учетом развития транспортного узла в районе станции метро "Кунцевская".
14 февраля 2013 года в 18:00 по адресу: ---, ГОУ СОШ N --- проведено собрание участников публичных слушаний по материалам Проекта.
В ходе обсуждения Проекта велся протокол публичных слушаний, согласно которому общее количество лиц, принявших участие в обсуждении (участников публичных слушаний) - 2258 человека, из них: посетили экспозицию - 37 человек; присутствовали на собрании участников публичных слушаний: жители района Фили-Давыдково города Москвы - 229 человек; депутаты - 2 человека, правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений - 4 человека.
Согласно заключению от 1 марта 2013 года по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории кв. 50 района Кунцево, кв. 53 района Фили-Давыдкво г. Москвы с учетом развития транспортного узла в районе станции метро "Кунцевская", утвержденного председателем Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Западном административном округе города Москвы, публичные слушания признаны состоявшимися, одобрены материалы по проекту планировки территории кв. 50 района Кунцево, кв. 53 район Фили-Давыдквово с учетом развития транспортного узла в районе станции метро "Кунцевская", отмечена необходимость довести до заказчика и разработчика все замечания и предложения участников публичных слушаний.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что представленные заинтересованным лицом документы опровергают заявленные А.В. Ларичевым основания его требований. Кроме того, суд установил, что права А.В. Ларичева не нарушены, поскольку он участвовал в проведении публичных слушаний, его мнение отражено в протоколе.
С указанными выводами судебная коллегия согласна.
В соответствии со ст. 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (в редакции, действующей на момент проведения слушаний) по вопросу утверждении проекта планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве; должны быть проведены публичные слушания.
Указанной правовой нормой предусмотрены вопросы, по которым законом предусмотрено проведение публичных слушаний, порядок их организации и проведения, участия граждан в их проведении.
В соответствии с ч. 3 названной статьи каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке.
По смыслу ч. 4 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний.
Частью 5 названной статьи предусмотрено, что публичные слушания проводятся в следующей последовательности:
1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);
3) проведение собрания участников публичных слушаний;
4) оформление протокола публичных слушаний;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Частью 6 статьи 68 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено, что в оповещении о проведении публичных слушаний указываются:
1) проект, представляемый на публичные слушания;
2) место (адрес, помещение) размещения экспозиции, дни открытия и закрытия, дни и часы посещения экспозиции;
3) место (адрес, помещение), день, время начала регистрации, время начала собрания участников публичных слушаний;
4) порядок и формы подачи участниками публичных слушаний предложений и замечаний по обсуждаемому проекту;
5) номера контактных справочных телефонов городской и (или) окружной комиссий, почтовый и электронный адреса городской и (или) окружной комиссий для направления участниками публичных слушаний предложений и замечаний к обсуждаемому проекту;
6) электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещён обсуждаемый проект.
В соответствии с ч. 7 указанной нормы оповещение о проведении публичных слушаний не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции:
1) подлежит официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории административного округа города Москвы, района города Москвы, на территории которого проводятся публичные слушания;
2) направляется письменно депутатам Московской городской Думы, на территории избирательных округов которых проводятся публичные слушания;
3) направляется письменно в муниципальные собрания муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания;
4) распространяется в качестве официальной информации:
а) через электронные средства массовой информации;
б) на официальных сайтах территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований в сети "Интернет";
в) на информационных стендах, размещаемых в зданиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований, в подъездах или около подъездов жилых домов;
г) иными способами, обеспечивающими получение заинтересованными лицами указанной информации.
Проекты, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, должны быть представлены на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, содержащих сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа. Копии указанных проектов предоставляются участникам публичных слушаний за плату, размер которой устанавливается Правительством Москвы и не может превышать расходов на их изготовление (часть 8 ст. 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы").
Части 9 и 10 этой статьи определяет порядок проведения экспозиции и предусматривают, что в период работы экспозиции должны быть организованы консультации для посетителей, распространение печатных информационных материалов о проекте. Посетители экспозиции имеют право внести свои предложения, замечания к обсуждаемому проекту, вопросу в письменном виде в соответствующую книгу (журнал) для учета посетителей экспозиции и записи предложений, замечаний.
Части 12 и 13 ст. 68 названного Кодекса предусматривают порядок регистрации участников собраний, регламент собрания участников публичных слушаний
В соответствии с частью 17 ст. 68 Кодекса в период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством:
1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции;
2) выступления на собрании участников публичных слушаний;
3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний;
4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;
5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.
Указанные в части 17 настоящей статьи предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний (ч. 18).
Протоколы публичных слушаний оформляют окружные комиссии. В протоколах публичных слушаний должны быть указаны:
1) проект, представленный на публичные слушания;
2) общие сведения о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;
3) все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту (ч. 19).
На основании протоколов публичных слушаний окружная или городская комиссия осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний (ч. 22).
В соответствии с частью 23 в заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны:
1) общие сведения о проекте, представленном на публичные слушания, о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;
2) сведения о протоколах публичных слушаний, на основании которых подготовлено заключение о результатах публичных слушаний;
3) содержание всех предложений и замечаний участников публичных слушаний по обсуждаемому проекту;
4) аргументированные выводы и рекомендации соответствующей комиссии о целесообразности или нецелесообразности учета предложений и замечаний, указанных в пункте 3 настоящей части.
Участники публичных слушаний вправе обратиться в городскую комиссию, в Правительство Москвы или в суд с заявлением о признании результатов публичных слушаний недействительными вследствие нарушения установленного настоящей статьей порядка проведения публичных слушаний. В случае признания городской комиссией, Правительством Москвы результатов публичных слушаний недействительными соответствующий проект не может быть представлен в Правительство Москвы без повторного представления на публичные слушания. В случае признания решением суда результатов публичных слушаний недействительными соответствующий представленный на утверждение проект не подлежит утверждению, а утвержденный проект - применению (часть 26).
В соответствии с названными нормами права суд, рассматривая заявленные требования, правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и пришёл к правомерному выводу о том, что порядок публичных слушаний был соблюдена, а права А.В. Ларичева, который принял участие в публичных слушаниях, нарушены не были.
Доказательств обратного апелляционная жалоба не содержит.
Напротив, жалоба содержит ссылки на положения Градостроительного кодекса г. Москвы без указаний на конкретные фактические данные, которые бы свидетельствовали о нарушении названных требований закона.
Утверждения А.В. Ларичева о том, что он не смог принять участие в экспозиции по причине ненадлежащего извещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку информация о проведении публичных слушаний и экспозиции была размещена в общем доступе, а приведённые в решении суда факты извещения, в частности, в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории Западного административного округа г. Москвы, на официальном сайте Префектуры ЗАО г. Москвы, на информационных стендах, никем не оспариваются и являются надлежащими способами извещения, включая заявителя.
Из материалов дела, в частности, количества лиц, принявших участие в публичных слушаниях, усматривается, что используемых Префектурой ЗАО г. Москвы способов и форм извещения о проведении публичных слушаний и экспозиции было достаточно, чтобы достигнуть целей, установленных ст. 66 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы".
Нельзя согласиться и с доводами жалобы о том, что согласно Постановлению Правительства Москвы от 30.12.2008 N 1258-ПП (ред. от 20.08.2013) "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" (вместе с "Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве") является обязательной аудиозапись собрания, так как такое императивное предписание названными нормативным актом не предусмотрено.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что согласно ч. 11, ч. 15 ст. 68 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" собрания участников публичных слушаний проводятся в помещениях, оборудованных для демонстрации обсуждаемых проектов, ведения аудиозаписи выступлений участников публичных слушаний, а также отвечающих требованиям доступности для инвалидов. Во время собрания ведётся аудиозапись выступлений участников публичных слушаний.
Доводы жалобы о том, что аудиозапись публичных слушаний не велась, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Данные доводы основаны на том, что суд не исследовал такую аудиозапись.
Между тем, отказ суда в удовлетворении ходатайства об истребовании аудиозаписи не свидетельствует, что таковая не велась, а сам по себе факт отсутствия в деле аудиозаписи не опровергает выводы суда в решении о том, что публичные слушания проводились, существенного нарушения установленного законом порядка проведения публичных слушаний не допущено.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.