Судья Воробьева С.Е.
Гр. дело N33 - 24835
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 сентября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.,
и судей Нестеровой Е.Б., Дегтеревой О.В.,
при секретаре П. О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Антипова В.М. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 22 июля 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Антипова В. М. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии по старости и взыскании судебных расходов - отказать,
установила:
Антипов В.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии по старости с 01.01.2014 г. и взыскании задолженности за период с 01.04.2007 г. по 31.12.2013 г., указывая, что он с января 2001 г. является получателем пенсии по инвалидности с 1993г. В связи с тем, что он относится к гражданам получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшим инвалидами (заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на ЧАЭС), просил суд назначить пенсию по старости, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
Истец Антипов В.М. и его представитель Китаев В.В. в суде поддержали исковые требования и просили обязать ответчика назначить истцу пенсию по старости, в соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и взыскать с ответчика задолженность по выплате пенсии по старости за период с 01.04.2007 г. по 31.12.2013 г.
Представитель ответчика в суде возражала против удовлетворения искового заявления.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Антипов В.М. по доводам апелляционной жалобы.
Выслушав в заседании судебной коллегии истца Антипова В.М. и его представителя, представителя ответчика ГУ-ГУ ПФР N3 по г. Москве и МО по доверенности Шиленкову Ю.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда отмене не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что истец Антипов В.М., 1952 г.р., является получателем пенсии по инвалидности с 1993г., которая была назначена в соответствии с ФЗ от 15.12.2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
Истец проходя срочную военную службу в в/ч 78708 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
15.04.1991г. истцу было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 г.
Антипов В.М. является инвалидом второй группы, которая установлена по причине наличия у него заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной - службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на ЧАЭС.
Истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о назначении и выплате пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" одновременно с пенсией по инвалидности.
В назначении пенсии по старости в соответствии с п.п 1 п. 3 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" было отказано в связи с отсутствием подтверждающих сведений о причине инвалидности "заболевание, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС", то есть полученное при исполнении обязанностей военной службы.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, право на одновременное получение двух пенсий предоставляется лицам, указанным в п. 3 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", при этом в данном пункте граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не предусмотрены.
Разрешая требования и отказывая в их удовлетворении, суд верно исходил из того, что в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" истцу установлена одна пенсия по его выбору.
Доводы истца о том, что как гражданин, ставший инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" он имеет право на одновременное получение двух пенсий (по инвалидности и по старости), являются необоснованными и не влекут отмену решения, поскольку, данные доводы основаны на неправильном толковании норм права.
Каких-либо допустимых доказательств того, что истец относится к категории граждан, указанных в пп.2 п.1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", в материалы дела не представлено, а при таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца со ссылкой на ст.29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в ред. ФЗ от 18 июля 2006 года N 112-ФЗ), которым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировано право на назначение пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, в том числе на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами статьи 15 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года не состоятельны, и не влекут отмену решения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 (ред. от 11.05.2007) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктом 2 статьи 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ и от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 1 января 2002 года имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. При этом размер названной пенсии по инвалидности установлен статьей 15 этого же Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 ФЗ N 166 инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранений, контузий, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
При этом, согласно пунктам 1, 2 статьи 8 ФЗ N 166 от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин пенсии по инвалидности устанавливаются Законом N 166-ФЗ, а военнослужащим, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и старшин пенсии по инвалидности назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Таким образом, право на получение двух пенсий в порядке подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшими инвалидами вследствие военной травмы (пункт 2 статьи 8 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ).
В связи с введением в действие с 1 января 2002 года Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" оценка пенсионных прав истца осуществлена на основании указанного закона. С 1 января 2002 года и по настоящее время истец получает государственную пенсию по инвалидности как гражданин, ставший инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть на основании пункта 3 статьи 10 названного Закона.
Основываясь на вышеизложенном, суд пришел к правильному выводу о том, что у истца отсутствует право на получение одновременно двух пенсий. Истец не относится к инвалидам, которые по статусу приравниваются по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, так как пенсия по инвалидности ему до 1 января 2002 года была назначена не на основании статей 5 и 41 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а после 1 января 2002 года не на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку право на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы по пункту 2 статьи 8 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ у истца отсутствует.
Данный вывод суда первой инстанции согласуется с положениями пункта 3 статьи 10 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которому, граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 этой же статьи.
Таким образом, одновременное получение пенсии по инвалидности и по старости по Федеральному закону N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не допускается для лиц, обладающих статусом инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 -329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 22 июля 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Антипова В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.