Апелляционное определение Московского городского суда от 02 июля 2014 г. N 33-25543/14
Судья суда первой инстанции:
Басыров И.И. Дело N33-25543
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июля 2014 г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Лукьянова И.Е.
Судей Захаровой Е.А., Лемагиной И.Б.
при секретаре Ахмяровой Л.И.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукьянова И.Е.
дело по апелляционной жалобе Кушнир Н.И.
на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2014 г.
по делу по иску Кушнир Н.И. к ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета и исключения семьи из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", обязании восстановить в очереди на получение жилья,
установила:
Кушнир Н.И., ее _.. Кушнир Г.Г., ее _. Кушнир В.Н., ее _. Кушнир Ю.Н., _. Шахова Р.С., зарегистрированы по месту жительства в однокомнатной квартире общей площадью _____ кв.м., расположенной по адресу: ____ (л.д. 171, том 1).
Собственником этой квартиры является Кушнир Н.Г.
Распоряжением Префекта СВАО г. Москвы N1083 ж от 23 апреля 2007 г. Кушнир Н.И. с семьей из 4-х человек (___.) на основании заявления Кушнир Н.И. были поставлены на учет на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств Российской Федерации для граждан, прибывающих из районов Крайнего Севера (л.д. 8, т.1).
Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы N 1989 от 08 августа 2012 г. Кушнир Н.И., Н.Г., В.Н., Ю.Н были сняты с жилищного учета на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет РФ для граждан, прибывающих из районов Крайнего Севера, и исключены из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" со ссылкой на ч. 2 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введение в действие жилищного кодекса РФ", ст. 15, 16, 20 Закона г. Москвы N29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (л.д. 7, том 1). Основанием снятия с жилищного учета и исключения из состава участников подпрограммы, как следует из содержания Распоряжения N 1989 от 08 августа 2012 г. послужило то, что один из членов семьи, состоящей на жилищном учете, а именно - Кушнир В.Н., имеет в собственности другие жилые помещения, с учетом которых обеспеченность членов семьи площадью жилого помещения превышает норму предоставления (18 кв.м. общей площади).
Кушнир Н.И. обратилась в суд с иском к ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании незаконным Распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы от 08 августа 2012 г. о снятии с жилищного учета и исключения семьи из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", обязании восстановить в очереди на получение жилья.
Свои требования истец обосновала тем, что законные основания для снятия ее и членов ее семьи с жилищного учета отсутствуют.
Представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы иск не признал, ссылаясь на то, что семья Кушнир правомерно снята с учета, так как их обеспеченность площадью жилого помещения с учетом принадлежащих Кушнир В.Н. жилых помещений превышает норму предоставления.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2014 г. постановлено:
-В удовлетворении заявления Кушнир Натальи Ивановны к ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета и исключения семьи из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", обязании восстановить в очереди на получение жилья семью Кушнир Н.И., отказать.
Об отмене этого решения в своей апелляционной жалобе просит Кушнир Н.И., указывая на то что, приобретение Кушнир В.Н. других жилых помещений по наследству не является основанием для снятия с жилищного учета, поскольку такое основание снятия с учета не предусмотрено Постановлением Правительства РФ N 879 от 10.12.2002 г.; на то, что неправильно учитывать жилые помещения Кушнир В.Н. при определении обеспеченности жилым помещением истца и других членов семьи, так как семья Кушнир Н.И. в настоящее время состоит из трех человек (___), истица и другие члены ее семьи (__.) права на жилые помещения Кушнир В.Н. не имеют; на то, что обеспеченность площадью жилого помещения истицы и членов ее семьи (__) менее нормы предоставления.
Кушнир Ю.Н., одновременно являющийся представителем Кушнир Н.И., В.Н., Н.Г., в заседание судебной коллегии явился, поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Кушнир Н.И. - Бутов Е.В. также поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы - Заручинская М.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями действующего законодательства и с соблюдением норм процессуального законодательства, ст.ст. 8, 9, 14 15, 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N879.
ФЗ от 25.10.2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено следующее.
Статья 1. Установить, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Статья 3. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
В соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительством РФ от 10 декабря 2002 г. N879,
Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания (п. 2).
Граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:
приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам);
изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (п.п. д, и п. 21).
Снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 22).
В силу приведенных норм, на учете в качестве лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера могут состоять только те граждане, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством того субъекта Федерации, на территории которого они проживают после выезда из районов Крайнего Севера.
Из материалов дела усматривается, что семья Кушнир Н.И. в составе 4-х человек (она, муж, дочь, сын) была поставлены на жилищный учет и включена в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на основании заявления Кушнир Н.И. от 2 октября 2006 г., в котором она указала свою дочь Кушнир В.Н. в качестве члена своей семьи и в качестве лица, которое она просила включить в состав участников подпрограммы в качестве члена своей семьи (л.д. 167, 168, 181, том 1). Также в заявлении, подписанном Кушнир Н.И., указано, что "в настоящее время я и члены моей семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеем".
Основанием постановки на учет послужило то обстоятельство, что Кушнир Н.И. с семьей их 4-х человек (она, муж, дочь, сын) имеют в пользовании на всех членов семьи только одно жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью 38,6 кв.м., расположенной по адресу: _________
В последующих обращениях Кушнир Н.И. в жилищные органы она также указывала свою дочь Кушнир В.Н. в качестве члена своей семьи. Так, в заявлении Кушнир Н.И. в УДЖП СВАО г Москвы от 25 апреля 2012 г. о выдаче государственного жилищного сертификата истица указала Кушнир В.Н. в качестве члена своей семьи, а Кушнир В.Н. подписала это заявление под строкой "совершеннолетние члены семьи с заявлением согласны" (л.д. 109, том 1).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к правильному выводу о том, что принадлежащие Кушнир В.Н. жилые помещения подлежит учету при определении уровня обеспеченности жилой площадью истца и членов его семьи, состоящих на жилищном учете вместе Кушнир Н.И.
Судебной коллегией, установлено, что Кушнир В.Н. является собственником:
- 2/3 долей в двухкомнатной квартире, общей площадью 56, 2 кв.м., расположенной по адресу: ____. (л.д. 105, том 2).
- однокомнатной квартиры, общей площадью 40,6 кв.м., расположенной по адресу: .. _____ (л.д. 104, том 2).
- 2/3 долей садового домика, имеющего назначение - жилое, общей площадью 158 кв.м., расположенного по адресу: _______.
Указанное имущество приобретено Кушнир В.Н. в собственность в порядке наследования по закону и по завещанию после _. - Владимирова П.Е., _..
Поскольку с учетом принадлежащих Кушнир В.Н. жилых помещений обеспеченность истца и членов его семьи жилой площадью превышает норму предоставления, то оснований для их нахождения на жилищном учете не имеется, в связи с чем Кушнир Н.И. с семьей правомерно была снята с жилищного учета и исключена из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в иске.
Довод апелляционной жалобы о том, что приобретение Кушнир В.Н. других жилых помещений по наследству не является основанием для снятия с жилищного учета, поскольку такое основание снятия с учета не предусмотрено Постановлением Правительства РФ N 879 от 10.12.2002 г., отклоняется судебной коллегией как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Основание приобретения жилого помещения в собственность (за исключением единственного случая - приобретения жилья за счет ипотечных кредитов и наличия непогашенной ссудной задолженности по этому кредиту) не имеет существенного значения для определения уровня обеспеченности гражданина площадью жилого помещения.
Приобретение Кушир В.Н. в собственность жилых помещений влечет изменение ее жилищных условий и, как следствие, жилищных условий членов ее семьи, в составе которой она состоит на жилищном учете. При этом в силу действующего законодательства жилищные условия граждан являются одним из оснований принятия и состояния их на жилищном учете. По смыслу ст. 1 ФЗ N125-ФЗ от 25.10.2002 г. во взаимосвязи с п.п. "и" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительством РФ от 10 декабря 2002 г. N879, изменение условий, влекущих исчезновение оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, является основанием для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Кроме того, в силу положений п. 4 ст. 1152 ГК РФ, имущество, приобретенное в порядке наследования, считается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства.
Поэтому указанные выше жилые помещения, право собственности на которые было зарегистрировано за Кушнир В.Н. в 2010 г., считаются принадлежащими ей с 2004 г. Следовательно, эти жилые помещения считаются принадлежащими ей на момент решения вопроса о постановки семьи на учет на получение жилищных субсидий, что не было учтено при разрешении этого вопроса.
Доводы жалобы о неправильном учете жилых помещений Кушнир В.Н. при определении обеспеченности жилым помещением истца и двух других членов семьи (мужа и сына), так как они права на эти помещения не имеют, а также доводы о том, что семья Кушнир Н.И. состоит из трех человек (она, муж, сын) отклоняются судебной коллегией, поскольку при обращении с заявлением о принятии на жилищный учет Кушнир Н.И. указала свою дочь Кушнир В.Н. в качестве члена своей семьи и на жилищный учет Кушнир В.Н. была поставлена в составе семьи заявителя.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кушнир Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.