Апелляционное определение Московского городского суда от 10 июля 2014 г. N 33-27725/14
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей В.В. Лукьянченко, А.И. Клюевой,
при секретаре М.И. Репиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе П.Ю. Рассудова на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 июня 2013 года по делу по заявлению П.Ю. Рассудова на неправомерные действия Министерства юстиции РФ об отказе в регистрации политической партии при создании, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
П.Ю. Рассудов обратился в суд с указанным выше заявлением к Министерству юстиции РФ, ссылаясь на незаконный, на его взгляд, отказ в регистрации политической партии "Пиратская партия России".
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 июня 2013 года постановлено: в удовлетворении заявления Рассудова П.Ю. о признании основания для отказа в государственной регистрации партии при создании, указанные в уведомлении Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2012 года, противоречащими федеральному законодательству, обязании Министерства юстиции Российской Федерации устранить в полном объеме допущенные нарушения, признании отказа Министерства юстиции Российской Федерации в регистрации политической партии "Пиратская партия России" незаконным; обязании Министерства юстиции Российской Федерации зарегистрировать политическую партию "Пиратская партия России" отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе П.Ю. Рассудова ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии П.Ю. Рассудов и его представитель - адвокат С.С. Дарбинян, действующий на основании ордера от 22 июля 2013 года, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Министерства юстиции РФ, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав П.Ю. Рассудова и его представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением первого заместителя Министра юстиции РФ --- от 27 декабря 2012 года отказано в государственной регистрации политической партии "Пиратская партия России" на основании подп. в, г п. 1 ст. 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (л.д. 12).
29 декабря 2012 года П.Ю. Рассудов был уведомлен об основаниях для такого отказа с указанием мотивов принятого решения (л.д. 15-19).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд процитировал представленные Министерством юстиции РФ возражения (л.д. 30-37), с которыми согласился применительно к ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, поскольку они по существу в основной массе заявителем не оспаривались.
В апелляционной жалобе выражается несогласие с решением Министерства юстиции РФ только в той части, в которой слово "Пиратская" признано недопустимым для наименования политических партий, полагая, что такое наименование не противоречит ст. 6 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
Дополнительно в жалобе указано, что в обжалуемом решении Министерства юстиции РФ не содержится ссылки на подп. б п. 1 ст. 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", в то время как именно данная норма права устанавливает ограничения к наименованию политической партии.
Использование слова "пиратская" в наименовании партии не свидетельствует о характере деятельности партии применительно к запретам, существующим в уголовном законодательстве и законодательстве о защите авторских прав. Такое наименование проистекает из названия "Пиратского бюро", созданного в Швеции, а также файлообменного сервиса "Пиратская бухта", созданного на базе BitTorrent протокола, оно имеет яркую окраску и привлекает внимание общественности.
С указанными доводами судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с подп. б, в, г п. 1 ст. 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 настоящего Федерального закона в) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии; г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.
В уведомлении об отказе в регистрации политической партии Министерство юстиции РФ, ссылаясь на подп. в, г п. 1 ст. 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", вместе с тем указало на наличие оснований, предусмотренных подп. б названной нормы права, изложив мотивы принятого решения в указанной частит, связанные с тем, что "в своем наименовании Партия использует слово "пиратская". Пиратство, в соответствии с действующим законодательством, является преступным деянием и относится к преступлениям против общественной безопасности. В соответствии со статьей 227 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-Ф3 пиратство - это нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, наказание за совершенное преступление данного вида предусматривает до пятнадцати лет лишения свободы, что, в свою очередь, относится к категории особо тяжких преступлений. Пиратство считается преступлением международного характера. Согласно Конвенции Организации Объединенных наций по морскому праву (UNCLOS), заключенной в г. Монетего-Бее 10 декабря 1982 г., Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:
a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный;
i) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;
и) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;
c) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте "а" или "Ь".
Вместе с тем, пиратство тесно связано с контрафакцией, изготовлением контрафактной продукции (контрафакция).
Целями создания Партии согласно уставу и программе являются:
- защита прав и законных интересов пользователей Интернет, поддержка развития всех сетей и способов связи, представление интересов граждан Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- формирование общественного мнения сообразно основным положениям программы;
- политической образование и воспитание граждан Российской Федерации;
- содействие развитию свободной культуры и искусства;
- выдвижение тайным голосованием кандидата на выборах Президента Российской Федерации и т.д., что не соответствует наименованию Партии.
Заявитель указывает ряд зарубежных стран, в которых зарегистрирована Пиратская партия.
Исходя из зарубежного опыта можно выделить принципиально различные подходы к легитимации деятельности партий.
В государствах с преимущественно двухпартийной системой партия обретает свой статус после учредительного съезда. От инициаторов создания партии не требуется обязательного представления документов о создании партии в уполномоченный государственный орган. Представленная форма создания политической партии получила название явочного (или уведомительного) порядка. Данный порядок в настоящее время принят в ряде государств Европы (Бельгия, Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Греция, Великобритания), а также в странах Британского Содружества Наций (Австралия, Индия, Канада, Новая Зеландия) и США, Австралии, Дании, Канады. Как мы видим, данная партия зарегистрирована в основном в тех государствах, где существует явочная форма регистрации.
Российская Федерация относится к государствам с явочно-регистрационным порядком регистрации партий, в которых признание правового статуса политической партии осуществляется в явочно-регистрационном порядке. Суть данного порядка заключается в том, что для создания политической партии не требуется предварительного разрешения, но при этом для приобретения правового статуса партия обязана пройти процедуру государственной регистрации".
Таким образом, исходя из достаточной мотивированности принятого решения, доведенного Министерством юстиции РФ до заявителя в уведомлении, отсутствие формальной ссылки на подп. б п. 1 ст. 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" не свидетельствует о существенном нарушении закона, влекущем признание решения Министерства юстиции РФ в указанной части недействительным, поскольку уведомление раскрывает предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации политической партии.
Довод жалобы о том, что положения подп. б п. 1 ст. 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" допускают использование избранного заявителем наименования политической партии, не могут быть приняты во внимание.
Как было указано выше, в соответствии с подп. б п. 1 ст. 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 настоящего Федерального закона.
Названными нормами права установлено, что наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства (п. 5 ст. 6). В качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена (п. 2 ст. 7), а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства (п. 3 ст. 7).
Приведенные законоположения является частным проявлением реализации норм ч. 2 ст. 29 Конституции России, не допускающей пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающей пропаганду превосходства по этим основаниям, а также ст. 31 Конституции России, в соответствии с которой граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В более широком смысле по этим признакам не допускается создание политических партий по иным указанным в законе основаниям.
Так, согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.
Кроме того, недопустимо использование нецензурных слов, запрет на который введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 34-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, запреты на недопустимые наименования политических партий не ограничиваются перечнем, указанным в ст. 6 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", как это ошибочно полагает заявитель жалобы.
Данный вывод подтверждается ст. 4 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", согласно которой деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности.
Согласно п. 6 ст. 23 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что наименование, отражающее существующие в обществе законодательные запреты, установленные нормами Уголовного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ и международного права, недопустимо для политической партии, несовместимо с конституционно охраняемым правом собираться мирно.
Использование наименования "пиратский" в иных, не связанных с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" организациях, включая коммерческие, а также иностранные политические партии, находится за рамками настоящего дела, а потому ссылки в жалобе на соответствующие примеры, не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
В остальной части решение суда по существу не оспаривается. В заседании судебной коллегии представитель П.Ю. Рассудова пояснил, что другие нарушения, на которые указано в обжалуемом решении Министерства юстиции РФ, являются устранимыми.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к его отмене.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.