Судья Мусимович М.В.
Дело N 33-28194
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Мухортых Е.Н., Колосовой С.И.,
при секретаре Атаманове Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя ЖСК "***" председателя Жбанко С.С. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 февраля 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления ЖСК "***" о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы от 08.11.2012 г. об отказе в приеме документов для предоставления госуслуги, обязании Департамент городского имущества города Москвы принять у ЖСК "***" документы для предоставления государственной услуги - отказать,
установила:
ЖСК "***" обратился в суд с заявлением, в котором просил признать решение Департамента земельных ресурсов Москвы об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" незаконным, нарушающим права заявителя, обязать руководителя ДЗР г. Москвы в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять у ЖСК "***" документы для предоставления государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории г. Москвы".
В обоснование своих требований указал, что 23.10.2012 г. ЖСК "***" в лице уполномоченного лица Жбанко С.С. обратился в Службу "одного окна" территориального управления ЮАО Департамента земельных ресурсов Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" в отношении земельного участка по адресу: ***, на котором расположен многоквартирный дом. Вместе с заявлением в службу "одного окна" заявителем был предоставлен перечень документов, необходимый для предоставления указанной государственной услуги г. Москвы. 08.11.2012 г. Первый заместитель руководителя ДЗР г. Москвы отказал в приеме документов, сославшись при этом на административный регламент, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N199-ПП, в соответствии с которым, в качестве заявителей могут выступать физические и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений, тогда как ЖСК "***" не является собственником помещений. Заявитель считает отказ в приеме документов незаконным и необоснованным, нарушающим права заявителя.
В ходе судебного разбирательства заинтересованное лицо Департамент земельных ресурсов гор. Москвы был заменен его правопреемником Департаментом городского имущества города Москвы.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя ЖСК "***" - председатель Жбанко С.С., требования заявления поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Устабасиди Д.В. в заседание суда первой инстанции явился, против удовлетворения требований возражал по доводам письменного отзыва.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ЖСК "***" по доверенности Жбанко С.С. по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
В судебное заседании суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили. Представитель заявителя ЖСК "***" Жбанко С.С. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя кооператива.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства - ст. ст. 254, 255, 258 ГПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.10.2012 года ЖСК "***" обратился в Департамент земельных ресурсов гор. Москвы по вопросу предоставления государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", предоставление которой осуществляется в порядке, установленном регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы N 199-ПП от 15.05.2012 года "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы".
08.11.2012 года заявителю был дан ответ, в соответствии с которым, со ссылкой на п. 2.5 Приложения N 4 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП в приеме документов отказано, поскольку ЖСК "***" не является собственником помещений в строении, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Кировоградская, вл. 24, корп. 3 (том 1 л.д. 11).
В соответствии со ст. 110 ЖК РФ, жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных жилищным кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Статьей 36 ЖК РФ предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются (части 1 и 2).
В соответствии с ч. 3 ст. 36 ЗК РФ, в случае, если здание, находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5 той же статьи).
Положения п. 2 ст. 36 ЗК РФ устанавливают, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В п.п. 66-68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется (п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22).
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ (п. 67).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д. (п. 68).
В соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" (п. 2.5.), в качестве заявителей могут выступать: физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений; юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования; граждане, которым земельные участки предоставлены для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и жилищного строительства; юридические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них; лица, осуществляющие пассажирские перевозки по определенным в установленном порядке маршрутам движения пассажирского наземного транспорта, в случаях, предусмотренных нормативным правовым актом Правительства Москвы о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством. Пунктом 2.6 регламента также предусмотрено, что интересы заявителей, указанных в пункте 2.5 регламента, могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что ЖСК "***" не является собственником помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Кировоградская, вл. 24, корп. 3.
Из материалов дела, а также заявления ЖСК "***" от 23.10.2012 года следует, что при обращении за государственной услугой ЖСК "***" не было представлено документов, свидетельствующих о том, что он (ЖСК "***") уполномочен представлять интересы собственников имущества по вопросу предоставления государственной услуги. Протокол общего собрания о наделении ЖСК "***" правом обращаться с таким заявлением в Департамент земельных ресурсов гор. Москвы не представлялся.
Принимая во внимание, что в данном случае оспаривается отказ Департамента в приеме документов для предоставления ЖСК "***" государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", настоящее дело подлежит рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ и оспариваемое решение Департамента подлежит проверке на соответствие закону, исходя из тех документов, которые были представлены с заявлением о предоставлении государственной услуги города Москвы.
В соответствии с представленными документами, ЖСК "***" собственником помещений в строении, расположенном на земельном участке по адресу: ***, не является. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о наделении ЖСК "***" правом обращаться с таким заявлением в Департамент земельных ресурсов гор. Москвы не представлялся.
Исходя из указанного, судебная коллегия находит, что вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа Департамента земельных ресурсов гор. Москвы в приеме документов и об отказе в заявленных ЖСК "***" требованиях является правильным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что вместе с заявлением по вопросу предоставления государственной услуги города Москвы в Службу "одного окна" было предоставлено решение общего собрания, в соответствии с которым ЖСК "***" был уполномочен от имени собственников помещений в многоквартирном доме подавать заявление о предоставлении государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", опровергается заявлением от 23.10.2012 года в Департамент земельных ресурсов гор. Москвы, в приложении которого, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует (том 1 л.д. 12).
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель заявителя указывает о необоснованности вывода суда о том, что по формированию земельного участка может обратиться лишь собственник помещений. С данным доводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку, в соответствии с вышеупомянутыми нормами материального права, право на обращение в органы государственной власти или органы местного самоуправления по вопросу формирования земельного участка предоставлено лишь собственникам помещений в многоквартирном доме. Данная позиция подтверждается выводами Конституционного суда РФ, сделанными в Постановлении N12-П от 28.05.2010 года, в котором разъяснено, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция". Суд первой инстанции правильно указал в решении, что исключительное право собственника помещения на приобретение в собственность участка (доли в праве), занятого многоквартирным домом, не связано с управлением данным имуществом и не связано в обеспечении члена ЖСК жильем. Указанное право может быть реализовано и при отсутствии в многоквартирном доме ЖСК, как управляющей организации. Реализация данного права не соотноситься с целями деятельности ЖСК, для которых он создается.
Другие доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней не влияют на выводы суда по существу настоящего дела, а, следовательно, не могут быть основанием для отмены решения суда. В жалобе не приведены какие-либо новые, юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.
Судом фактические обстоятельства по делу установлены правильно, собранные по делу доказательства исследованы в судебном заседании, им дана надлежащая оценка.
Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с учетом дополнений к ней - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.