Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей В.В. Лукьянченко, М.В. Милых,
при секретаре М.И. Репиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе Ф.Ю. Эгамбердиева на решение Басманного районного суда г. Москвы от 22 января 2014 года по делу по заявлению Ф.Ю. Эгамбердиева о признании неправомерным и отмене решения ФМС России N 1238 от 11 сентября 2013 года, которым решение УФМС по Омской области от 20 июня 2013 года об отказе в признании беженцем на территории РФ признано правомерным, обязании устранить допущенные нарушения, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Ф.Ю. Эгамбердиев обратился в суд с указанным выше заявлением, полагая, что ему незаконно отказано в предоставлении статуса беженца с учетом приведенных им обстоятельств, связанных с опасениями за свою жизнь по этническому признаку и принадлежности к определенной социальной группе в стране своего происхождения - Республике ---.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 22 января 2014 года постановлено: в удовлетворении заявления Ф.Ю. Эгамбердиева о признании неправомерным и отмене решения ФМС России N --- от 11 сентября 2013 года, которым решение УФМС по Омской области от 20 июня 2013 года об отказе в признании беженцем на территории РФ признано правомерным, обязании устранить допущенные нарушения отказать.
В апелляционной жалобе Ф.Ю. Эгамбердиева ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель ФМС России - А.Г. Баконин, по доверенности от 24 декабря 2013 года, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФМС России, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что гражданин Республики --- Ф.Ю. Эгамбердиев 20 ноября 2008 года прибыл на территорию РФ с целью трудоустройства.
22 февраля 2013 года Ф.Ю. Эгамбердиев был задержан в связи с нахождением в международном розыске, объявленном правоохранительными органами Республики --- и 9 марта 2013 года попросил статус беженца, обратившись с соответствующим заявлением в УФМС России по Омской области.
20 июня 2013 года решением УФМС России по Омской области, оставленным без изменения решением ФМС России от 11 сентября 2013 года, Ф.Ю. Эгамбердиеву в предоставлении статуса беженца отказано.
При проверке заявления Ф.Ю. Эгамбердиева ФМС России установлено, что Ф.Ю. Эгамбердиев находится в розыске с 16 сентября 2009 года по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ст. ---, ст. ---УК Республики ---, предусматривающих ответственность за ---.
В Российской Федерации ответственность за аналогичное преступление, выражающееся в ---, предусмотрена ст. --- УК РФ.
Кроме того, 23 мая 2013 года в отношении Ф.Ю. Эгамбердиева отделом дознания полиции ОМВД России по --- району Омской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. ---ст. --- УК РФ по факту ---.
30 мая 2013 года отделом дознания Пограничного управления ФСБ России по --- и --- областям возбуждено уголовное дело в отношении Ф.Ю. Эгамбердиева по ч. --- ст. --- УК РФ по факту ---.
7 июня 2013 года постановлением --- районного суда Тюменской области в отношении Ф.Ю. Эгамбердиева избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с помещением в ФКУ --- УФСИН России по Тюменской области.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что обжалуемое решение ФМС России основано на законе и установленных обстоятельствах.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Требования данной права заявитель не выполнил, поскольку он, прибыв на территорию России в 2008 году, с соответствующим письменным ходатайством в орган пограничного контроля при пересечении границы не обратился, более того, пересек государственную границу России незаконно. Обращение с заявлением о предоставлении статуса беженца последовало фактически спустя несколько после указанных событий, в течение которых заявитель нелегально находился на территории России.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у заявителя нуждаемости в предоставлении статуса беженца на момент пересечения государственной границы России.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года), которая вступила в силу для России 1 февраля 1993 г., в статье 1 дала определение понятия "беженец". В указанной Конвенции под термином "беженец" подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изменениями) решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.
В деле имеются данные, что такую проверку (оценку) сведений, сообщенных Ф.Ю. Эгамбердиевым, органы территориальной миграционной службы провели. При этом не установлено доказательств преследования Ф.Ю. Эгамбердиева по указанным им мотивам, том числе религиозным.
Правильность такой проверки подтверждена Федеральной миграционной службой РФ.
Каких-либо новых фактических данных, которые не были бы учтены органами Федеральной миграционной службы и ставили бы под сомнение законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
По смыслу закона преследование включает в себя такие меры, затрагивающие интересы групп или отдельных лиц либо направленные против них вследствие их расовой принадлежности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к конкретной социальной группе или их политических убеждений, которые наносят вред интересам, неприкосновенности и достоинству человека настолько, что это считается недопустимым по действующим международным нормам или по стандартам, существующим в Российской Федерации.
Исходя из смысла п. 66 Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, для того, чтобы считаться беженцем, лицо должно предъявить свидетельство вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований. Кроме того, дискриминация может перерасти в преследование, когда она приводит к лишению возможности выполнять работу по определенным профессиям, получать образование, либо к иным ограничениям свобод, традиционно гарантируемых в демократическом обществе.
Однако фактов такого преследования по признаку вероисповедания по данному делу не установлено.
Напротив, при анкетировании органами миграционной службы Омской области Ф.Ю. Эгамбердиев пояснял, что свободно покинул ---, ни он, ни члены его семьи преследованиям и насилию не подвергались.
В ходе экспресс-опроса от 24 февраля 2013 года Ф.Ю. Эгамбердиев указал, что считает себя гражданином Республики ---, за приобретением статуса беженца не обращался, по политическим мотивам в Республике --- не преследуется.
В соответствии с заключением первого зам. Прокурора Омской области от 1 марта 2013 года Ф.Ю. Эгамбердиев подлежит выдаче правоохранительным органам Республики ---.
Согласно национальному законодательству Республики --- каждый гражданин Республики имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Статья 18 Конституции Республики --- гарантирует равенство всех граждан перед законом независимо от их пола, расы, национального языка, религии, веры, социального происхождения и расы.
В настоящее время --- ратифицировал все шесть договоров ООН по правам человека без оговорок и регулярно предоставляет свои периодические доклады о выполнении их положений в конвенционные органы ООН; в 1996 году --- присоединился к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; в ноябре 1999 года --- подписал Хартию Европейской безопасности, в соответствии с которой взял на себя обязательства по обеспечению защиты беженцев, как это предусмотрено Конвенцией 1951 г.; 27 октября 2009 года Главы МИД стран Евросоюза сняли эмбарго на поставки оружия и техники "двойного назначения" в ---. Такое решение они приняли на заседании в Люксембурге. 22 октября 2009 года, этот шаг одобрили послы государств ЕС, поэтому министры приняли решение без обсуждения. Запрет, введенный четыре года назад после беспорядков в Андижане, был отменен, учитывая "прогресс, достигнутый Ташкентом в сфере соблюдения прав человека", включая освобождение политзаключенных и отмену смертной казни.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что МИД ---заявляет, что не отказывается от своих обязательств в cфере защиты и соблюдения прав человека.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 22 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.