Судья Рачина К. А.
Гр. дело N 33-30167/14
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30.07.2014 г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Мызниковой Н.В., Нестеровой Е. Б.,
при секретаре М.О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по г. Москве на решение Тверского районного муда г. Москвы от 23.1.2014 г., по которому постановлено:
Признать право К.А.П. на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей".
Обязать ГУ МВД России по городу Москве назначить К.А.П. пенсию за выслугу лет с *** года в соответствии с Законом РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей".
В удовлетворении остальной части иска отказать,
установила:
К.А.П. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по городу Москве о признании права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей" и возложении обязанности назначить пенсию. В обоснование иска указал, что с *** года он являлся пенсионером МВД Республики *** и получал пенсию по выслуге лет. В январе *** года переехал на постоянное место жительства в ***, где так же получал пенсию по выслуге лет, а в ноябре *** года переехал на постоянное место жительства в город Москву. В январе *** года он обратился к ответчику с заявлением о начислении пенсии, ***года в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственном страховании сотрудников Министерств по чрезвычайным ситуациям государств - участников СНГ. Полагает решение ответчика об отказе ему в назначении пенсии по выслуге лет незаконным. Просил суд признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей", обязать ответчика назначить и выплачивать ему пенсионное обеспечение за выслугу лет, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за время вынужденного неполучения пенсионного довольствия в размере *** рублей с *** года по день вынесения решения суда, взыскать компенсацию морального вреда в размере ***рублей.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал, представитель ответчика С.И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы ГУ МВД России по г. Москве, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, не предоставляющего истцу как работнику органа, входящего в систему МЧС, права на пенсионное обеспечение на основании Соглашения стран СНГ от 24.12.1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств- участников Содружества Независимых Государств".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ГУ МВД России по г. Москве С.И.В., поддержавшего доводы жалобы, К.А.П., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что К.А.П. состоял на службе в органах военизированной пожарной охраны Министерства внутренних дел *** ССР. После провозглашения 27 июля 1990 г. государственного суверенитета Республики *** Управление военизированной пожарной охраны было переименовано и в марте 1999 года передано в ведение Министерства чрезвычайных ситуаций Республики ***.
К моменту выхода на пенсию К.А.П. проходил службу в *** областном управлении Министерства чрезвычайных ситуаций Республики ***, уволен ***года с действительной военной службы в запас приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики *** от *** года. В январе *** года К.А.П. переехал на постоянное место жительства в город *** в ***, с ***года был поставлен на учет в главном управлении Пенсионного фонда *** в *** области и получал пенсию по выслуге лет, назначенную согласно Закона *** "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц". В ноябре *** года К.А.П. переехал на постоянное место жительства в город Москву, выплата пенсии Главным управлением Пенсионного фонда *** в *** области ему прекращена с ***г., что подтверждается материалами пенсионного дела.
***года К.А.П. обратился в ГУ МВД России по городу Москве с заявлением о назначении ему пенсии.
Письмом ГУ МВД России по городу Москве N*** от ***года в пенсионном обеспечении ему было отказано в связи с тем, что Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников СНГ от 24.12.1993 года обязанность для пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников Соглашения, не входящих в систему органов внутренних дел (в частности, МЧС), при переезде их на постоянное жительство из одного государства в другое, не возлагается на министерства внутренних дел Сторон.
Давая оценку правомерности действий ответчика, связанных с отказом истцу с назначении пенсии по выслуге лет, суд обоснованно исходил из того, что Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. В соответствии с пунктом "а" статьи 1 данного Закона, его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 названного Закона Российской Федерации пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренными этими договорами (соглашениями).
Согласно пункту "б" статьи 11 названного Закона, Министерством внутренних дел Российской Федерации осуществляется пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
В соответствии с указанным Законом Правительством РФ принято Постановление от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной
противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Судом при разрешении спора обоснованно учтено то, что, названным Постановлением Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г. предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы - службы в Государственной противопожарной службе других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми РФ либо бывшим СССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы их службы в других государствах.
Российская Федерация и Республика *** являются участниками Соглашений стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года и "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24.12.1993 года.
В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 г. говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства -участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств -участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6).
Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.
Аналогичные положения закреплены ст. 2 Соглашения 1993 года, устанавливающие невозможность изменения установленной выслуги лет. При этом также предусматривается возможность изменения размера пенсии исходя из размера денежного довольствия.
Исходя из положений вышеназванных Соглашений, суд пришел к правильному выводу о том, что данные Соглашения не предусматривают обязательного принятия каких-либо дополнительных правовых актов, предусматривающих порядок зачета в выслугу лет службы в органах противопожарной службы Министерств по чрезвычайным ситуациям государств - участников Соглашений.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие возникшие отношения, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на получение пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 и несостоятельности доводов ответчика о необходимости наличия специального Соглашения, предусматривающего зачет в выслугу лет службы в органах противопожарной службы МЧС.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, положениям законодательства, регулирующим спорные отношения. Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, данные доводы сводятся к иному толкованию норм материального закона, с правильностью которого судебная коллегия согласиться не может. Повлечь отмену принятого судом решения доводы апелляционной жалобы ответчика не могут.
Следовательно, в удовлетворении жалобы должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 23.01.2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ МВД России по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.