Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей В.В. Лукьянченко, А.И. Клюевой
при секретаре М.В. Чеботаревой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе А.В. ***а на решение Тверского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2014 года по делу по заявлению Межрегиональной общественной правозащитной организации "За гражданские права" об оспаривании действий бездействия Мэра Москвы, заместителя Мэра в Правительстве Москвы, заместителя председателя Москомархитектуры, первого заместителя руководителя Департамента строительства Москвы, заместителя руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы, первого заместителя Префекта Западного административного округа города Москвы, выраженных в нарушении порядка рассмотрения обращений, возложении обязанности по восстановлению прав, о возложении обязанностей принести извинения жителям Москвы, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Председатель Комитета "За гражданские права" А.В. *** обратился в суд с заявлением, с учетом дополнений, в котором просил: признать неправомерным бездействие Мэра Москвы С.С.Собянина, выразившееся в нерассмотрении по существу в установленный законодательством Российской Федерации срок и недаче ответов на письма Комитета "За гражданские права" N Р-950/мдм от 22 января 2012 года, N Р-951/мдм от 20 февраля 2012 года, N Р-982/мдм от 21 января 2013 года, N Р-984/мдм от 21 января 2013 года, N Р-1011/мдм от 04 апреля 2013 года, N Р-1022/мдм от 20 мая 2013 года, N Р-1028/мдм от 03 июня 2013 года, N Р-1032/мдм от 29 июня 2013 года и непринятие по ним необходимых и своевременных мер по прекращению грубых нарушений прав и законных интересов москвичей;
признать неправомерным бездействие заместителя Мэра Москвы М.Ш. Хуснуллина, выразившееся в нерассмотрении по существу в установленный законодательством Российской Федерации срок и не даче ответов на письма Комитета "За гражданские права" N Р-950/мдм от 22 января 2012 года, N Р-951/мдм от 20 февраля 2012 года, N Р-982/мдм от 21 января 2013 года, N Р-984/мдм от 21 января 2013 года, N Р-1001/мдм от 16 февраля 2013 года, N Р-1003/мдм от 27 февраля 2013 года. N Р-1011/мдм от 04 апреля 2013 года, N Р-1019/мдм от 29 апреля 2013 года. N Р-1022/мдм от 20 мая 2013 года, N Р-1032/мдм от 29 июня 2013 года; в невыполнении данных обещаний 09 февраля 2013 года, 16 февраля 2013 года, 05 декабря 2013 года и ещё дважды о проведении совещания с членами Комитета для конструктивного разрешения поставленных заявителем вопросов;
признать неправомерными действия заместителя Мэра Москвы М.Ш. Хуснуллина выразившиеся в направлении писем заявителя N Р-982/мдм от 21 января 2013 года, N Р-984/мдм от 21 января 2013 года и N Р-1001/мдм от 16 февраля 2013 года для принятия по ним решения в префектуру Западного административного округа города Москвы, не имеющую на то полномочий;
признать неправомерными действия заместителя Мэра Москвы М.Ш. Хуснуллина выразившиеся в направлении письма заявителя N Р-1019/мдм от 29 апреля 2013 года для принятия по нему решения и ответа заявителям в не имеющий на то полномочий Департамент градостроительной политики города Москвы;
признать неправомерными действия и.о. заместителя председателя
Москомархитектуры М.Л. Васильева - за ответы N МКА-02-7556/3-1 от 30 апреля 2013 года и N МКА-02-10869/3-1 от 14 июня 2013 года не по существу
конкретно поставленных вопросов, вводящие граждан в заблуждение. Нарушены нормы п.п. 1-4 части 1 ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан";
признать неправомерными действия первого зам. руководителя Департамента строительства города Москвы П.Н. Аксёнова - за пропуск на месяц установленного законом срока рассмотрения обращений граждан и их организаций, а также за дачу ответов N ДС11382/11-6 от 19 марта 2012 года и N ДС-12-315/13-378 от 18 июня 2013 года не по существу поставленных вопросов. Нарушены нормы п.п. 1-4 части 1 ст. 10 и ч. 1 ст. 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан";
признать неправомерными действия зам. руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы С.Г. Дегтярёва, - за пропуск установленного законом срока рассмотрения обращений граждан и их организаций, а также за дачу откровенно лживого ответа N ДГП-03-1593/13-3 от 27 мая 2013 года не по существу конкретно поставленных вопросов. Нарушены нормы п.п. 1-4 части 1 ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан";
признать неправомерными действия первого заместителя префекта ЗАО В.В. Клименко - за превышение полномочий и принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции городской градостроительно - земельной комиссии, Правительства Москвы и суда (п. 26 ст. 68 ГрК гор. Москвы) в письмах N СЛ 02-814/13-04 от 15 февраля 2013 года N СЛ 02-2266/13-0-1 от 06 марта 2013 года (неизвестно, на какие обращения) произвольно толкующие действующее законодательство России, что вводит в заблуждение граждан, а в результате они лишаются принадлежащей им собственности. Нарушены нормы п.п. 1-4 части 1 ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" и ст. 209 ГК РФ, а также за нарушение установленных ГОСТ Р 6.30-2003 (пункт 3.13) требований к оформлению реквизитов документов - отсутствуют ссылки на регистрационный номер и дату документа, на который дается ответ;
обязать С.С. Собянина, М.Ш. Хуснуллина, М.Л. Васильева, П.Н. Аксенова, С.Г. Дегтярёва и В.В. Клименко устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод граждан;
обязать С.С. Собянина, в 10-дневный срок провести совещание с руководителем Отделения "Центр" Комитета "За гражданские права" А.А. ***ом и другими членами Комитета, представляющими жителей Москвы, на котором рассмотреть все поставленные в письмах Комитета вопросы, входящие в его компетенцию. По итогам совещания в 5-дневный срок принять меры для прекращения нарушения законодательства Российской Федерации, строительных и санитарных норм при проведении в настоящее время проектирования, строительства и реконструкции улично - дорожной сети гор. Москвы. Копии принятых решений направить заявителям и в Тверской районный суд города Москвы.
обязать С.С. Собянина в 10-дневный срок рассмотреть в установленном - ст.ст. 69, 70 и 72 Градостроительного кодекса гор. Москвы порядке с участием заявителей обращение Комитета "За гражданские права" N Р-984/мдм от 21 января 2013 года о признании прошедших публичных слушаний по вопросу реконструкции Кутузовского проспекта - Можайского шоссе недействительными вследствие нарушения установленного порядка их проведения и принять мотивированное решение с учётом предложений Комитета "За гражданские права", изложенных им в письмах N Р-951/мдм от 20 февраля 2012 года и N Р-982/мдм от 21 января 2013 года;
обязать С.С. Собянина, М.Ш. Хуснуллина, М.Л. Васильева, П.Н. Аксёнова, С.Г. Дегтярёва и В.В. Клименко в 10-дневный срок принести извинения жителям Москвы за допущенные нарушения их законных прав и интересов путём размещения текста в газете "Вечерняя Москва".
В обоснование требований заявитель указывает, что на обращения ответы, по существу поставленных в них вопросов не даны, письма N Р-984/мдм и N Р-982/мдм от 21 января 2013 года, отправлены в префектуру Западного административного округа, не имеющую полномочий для их рассмотрения, сведения, изложенные в ответе от 25 мая 2013 года N ДГП-03-1593/13-3 не соответствуют действительности. Строительные работы ведутся вопреки законам г. Москвы, публичные слушания проводятся с нарушениями.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2014 года постановлено: в удовлетворении заявления Межрегиональной общественной правозащитной организации "За гражданские права" об оспаривании действий бездействия Мэра Москвы, заместителя Мэра в Правительстве Москвы, заместителя председателя Москомархитектуры, первого заместителя руководителя Департамента строительства Москвы, заместителя руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы, первого заместителя Префекта Западного административного округа города Москвы, выраженных в нарушении порядка рассмотрения обращений, возложении обязанности по восстановлению прав, принесении извинений жителям Москвы, - отказать.
В апелляционной жалобе председателя Комитета "За гражданские права" А.В. ***а ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель заявителя - руководитель отделения "Центр Комитета "За гражданские права" А.А. *** доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заинтересованного лица Мэра Москвы, заместителя Мэра в Правительстве Москвы, заместителя председателя Москомархитектуры- И.С. ***а, представитель заинтересованного лица Департамента градостроительной политики г. Москвы: В.А. ***, представитель заинтересованного лица первого заместителя префекта в ЗАО Е.А. ***а, возражали против удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что 22 февраля 2012 года в Аппарат Мэра и Правительства Москвы поступило заявление Руководителя отделения "Центр" комитета "За гражданские права" А.А. ***а от 20 февраля 2012 года исх. N Р-951/мдм адресованное Мэру Москвы С.С. Собянину, в котором заявитель от имени жителей Можайского района выражал несогласие с проведением реконструкции Можайского шоссе в соответствии с проектом, представленным НИИПИ Генплана города Москвы, выражал готовность принять непосредственное участие в рассмотрении предложений и проекта реконструкции выносных магистралей, к заявлению были приложены предложения по реконструкции от 22 января 2012 года N Р-950/мдм и заявления жителей Можайского района.
В соответствии с письменным поручением начальника Управления координации деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Е.В. Леонова от 08 мая 2013 года N 25-11-994/2-21 указанное обращение заявителя направлено на рассмотрение в Департамент градостроительной политики города Москвы.
В соответствии с поручением первого заместителя руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы А.В. Лукьянчикова от 24 февраля 2012 года К N 4-19-3156/2, обращение направлено на рассмотрение в Комплекс градостроительной политики города Москвы, в соответствии с Регламентом Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП "О Регламенте Правительства Москвы".
В соответствии с поручением заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы М.Ш. Хуснуллина от 24 февраля 2012 года К N 25-11-994/2, обращение направлено на рассмотрение в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы и Департамент строительства города Москвы, в соответствии с Регламентом Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП "О Регламенте Правительства Москвы".
Письмом от 19 марта 2012 года N ДС-11382/11-6 заявителю был дан ответ на его обращение от 20 февраля 2012 года исх. N Р-951/мдм, за подписью первого заместителя руководителя Департамента строительства города Москвы П.Н. Аксенова, которым заявителю сообщалось о том, что его обращение по вопросу реконструкции Можайского шоссе, рассмотрено в Департаменте строительства города Москвы. Реконструкция Можайского шоссе от МКАД до Садового кольца предусмотрена в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16 февраля 2012 года N 56-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2012-2014 годы". Улучшение транспортной ситуации на Можайском шоссе предполагается за счет ликвидации светофорных объектов, путем строительства тоннеля под Можайским шоссе с устройством съездов с Можайского шоссе на Беловежскую улицу и обратно, съезда с Барвихинской улицы на Беловежскую улицу, расширения Можайского шоссе и организация полос для движения общественного транспорта, строительство северного и южного дублеров Кутузовского проспекта. Проектное решение о строительстве эстакады по Можайскому шоссе от ул. Толбухина до ул. Петра Алексеева согласовано с Мосгосэкспертизой, эстакада позволит организовать съезды на улицы Кубинка, Витебская, Рябиновая и Гвардейская. Проектом реконструкции предусмотрена замена окон в домах, адресный перечень которых определен в соответствии с экологической экспертизой по уровню оказываемого шумового воздействия. Корректировка проекта реконструкции Можайского шоссе от МКАД до Садового кольца в соответствии с Адресной инвестиционной программой города Москвы запланирована на 2013-2014 годы с целью оптимизации технических решений.
22 января 2013 года в Аппарат Мэра и Правительства Москвы поступило заявление Руководителя отделения "Центр" комитета "За гражданские права" А.А. ***а от 21 января 2013 года исх. N Р-984/мдм адресованное Правительству города Москвы, в котором заявитель от имени жителей города Москвы выражал несогласие с проведением реконструкции Кутузовского проспекта и Можайского шоссе в соответствии с проектом, представленным НИИПИ Генплана города Москвы, выражал готовность принять непосредственное участие в рассмотрении предложений и проекта реконструкции, просил прошедшие публичные слушания по проекту реконструкции недействительными, приостановить строительные работы и согласование проекта реконструкции Кутузовского проспекта, впредь принимать решения только с участием жителей города Москвы. К заявлению были приложены предложения по реконструкции от 22 января 2012 года N Р-950/мдм и от 21 января 2013 года N Р-982/мдм и заявления жителей города.
В соответствии с поручением первого заместителя руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы А.В. Лукьянчикова от 23 января 2013 года К N 4-19-1170/3, обращение направлено на рассмотрение в Комплекс градостроительной политики города Москвы, в соответствии с Регламентом Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП "О Регламенте Правительства Москвы".
В соответствии с поручением начальника Управления координации деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Е.В. Леонова от 24 января 2013 года N К 25-11-994/2-14, документ направлен на рассмотрение в Префектуру ЗАО города Москвы, в соответствии с Регламентом Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП "О Регламенте Правительства Москвы".
В соответствии с поручением заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы М.Ш. Хуснуллина от 24 февраля 2012 года К N 25-11-994/2, обращение направлено на рассмотрение в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы и Департамент строительства города Москвы, в соответствии с Регламентом Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП "О Регламенте Правительства Москвы".
Письмом от 15 февраля года N СЛ 02-814/13-0-1 заявителю был дан ответ на его обращение от 21 января 2013 года исх. N Р-984/мдм, за подписью первого заместителя Префекта ЗАО города Москвы В.В. Клименко, которым заявителю сообщалось о том, что его обращение в адрес Правительства Москвы префектурой Западного административного округа города Москвы рассмотрено. Публичные слушания по проекту планировки "Реконструкция Можайского шоссе (Кутузовского проспекта) от Садового кольца до МКАД" в районе Можайский были проведены в августе 2012 года в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1258-ГШ "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве". Протокол и заключение по результатам публичных слушаний, содержащие информацию о сроках, месте проведения; форме оповещения; предложения и замечания участников, в том числе поступившие в период работы экспозиции, были оформлены по форме, утвержденной указанным постановлением. Согласно Градостроительному кодексу города Москвы (далее - Кодекс), утвержденному Законом города Москвы от 25 июня 2008 года N 28, рассмотрению на публичных слушаниях подлежит проект планировки территории, содержащий чертеж, составленный на основе топографических планов в масштабе 1:2000 и положения о планировке территории. Техническое задание на проектирование и проектная документация на строительство согласно указанному Кодексу не подлежат обсуждению на публичных слушаниях. В соответствии с проектом планировки в Можайском районе предусматривается строительство длинной эстакады для транзитного движения на пересечении с направлениями улицы Толбухина - Вяземской улицы, улицы Кубинка - Витебской улицы и Рябиновой улицы - Гвардейской улицы. Эстакада запроектирована на 7 полос. В подэстакадном пространстве предусмотрено устройство одноярусной автостоянки. Въезды на автостоянку проектом предложены с боковых проездов проектируемой эстакады. Планировочным решением предусмотрено устройство боковых наземных проездов по три полосы движения в каждом направлении с выделением крайних полос для наземного транспорта. По проекту реконструкции Можайского шоссе (Кутузовского проспекта) от МКАД до Садового кольца, разработанного на основании постановлений Правительства Москвы от 27.09.2011 N 453-ГШ "Об организации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств" и от 16.02.2012 N 56-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2012-2014 годы", имеется положительное заключение Мосгосэкспертизы. Согласно данному проекту, по окончании работ по реконструкции Можайского шоссе (Кутузовского проспекта) предусмотрена посадка 422 деревьев, 284 кустарников, устройство газона. Для улучшения комфортности проживания в жилых помещениях, выходящих на Можайское шоссе, предусмотрена замена оконных блоков на специальные с шумопоглощающими клапанами и двойными стеклопакетами.
18 февраля 2013 года в Аппарат Мэра и Правительства Москвы поступило обращение Руководителя отделения "Центр" комитета "За гражданские права" А.А. ***а от 16 февраля 2013 года исх. N Р-1001/мдм адресованное заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы М.Ш. Хуснуллину, в котором заявитель просил прилюдно ответить на список вопросов и настаивал на организации личной встречи.
В соответствии с письменным поручением начальника Управления координации деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Леонова Е.В. от 18 февраля 2013 года N 25-11-994/2-17 указанное обращение заявителя направлено на рассмотрение в Префектуру Западного административного округа города Москвы.
Письмом от 06 марта 2013 года N СЛ 02-2266/13-0-1 заявителю был дан ответ на его обращение от 16 февраля 2013 года исх. N Р-1001/мдм, за подписью первого заместителя Префекта Западного административного округа города Москвы Клименко В.В., заявителю сообщено, что публичные слушания но градостроительной деятельности в городе Москве проводятся в соответствии со ст. 68 Градостроительного кодекса города Москвы. Процедура проведения публичных слушаний регламентирована Положением "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 N 12584111. В соответствии с указанным положением оповещение о проведении публичных слушаний опубликовываются в районной либо окружной газете, распространяются на информационных стендах района, па официальных сайтах территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в сети "Интернет". Согласно п. 14 Положения публичные слушания проводятся в общественных зданиях, находящихся на территории, в отношении которой осуществляется разработка документации, или в общественных зданиях, ближайших к указанной территории. Как правило, собрания проводятся в актовых залах школ либо управы района, оборудованных для демонстрации обсуждаемых проектов публично. Регламент собрания участников публичных слушаний установлен п. 13 ст.68 Градостроительного кодекса города Москвы. При этом действующим законодательством не предусмотрена процедура голосования. Избрание мандатной и счетной комиссии также не предусмотрено. Согласно Градостроительному кодексу города Москвы, рассмотрению на публичных слушаниях подлежит проект планировки территории, содержащий чертеж, составленный на основе топографических планов в масштабе 1:2000 и положения о планировке территории Техническое задание на проектирование и проектная документация на строительство согласно указанному Кодексу не подлежат обсуждению на публичных слушаниях. Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федераций" и ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определений его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует ст. 11.1 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи со ст.ст. 11 и 389 Налогового кодекса РФ. Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления. Для рассмотрения вопросов N 3, N 4 и N 6 обращения необходимо конкретизировать изложенные факты. Согласно п.26 ст.68 ГрК города Москвы участники публичных слушаний вправе обратиться в городскую комиссию, в Правительство Москвы или в суд с заявлением о признании результатов публичных слушаний недействительными вследствие нарушения порядка проведения публичных слушаний.
28 февраля 2013 года в Аппарат Мэра и правительства Москвы поступило обращение Руководителя отделения "Центр" комитета "За гражданские права" ***а А.А. от 27 февраля 2013 года исх. N Р-1003/мдм адресованное заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы М.Ш. Хуснуллину, в котором заявитель просил об организации личной встречи.
В соответствии с письменным поручением заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы М.Ш. Хуснуллина от 01 марта 2013 года N 25-11-994/2-18 указанное обращение заявителя направлено на рассмотрение Департамент градостроительной политики города Москвы и Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Письмом от 05 марта 2013 года N ДГП-03-1593/13 заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы М.Ш. Хуснуллину было сообщено, что 16 февраля 2013 года заместителем руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы С.В. Сущенко проведена встреча с руководителем отделения "Центр" Комитета "За гражданские права" А.А. ***ом, в ходе которой были даны разъяснения на поставленные вопросы. В связи с чем ответ автору сообщения не требуется.
08 апреля 2013 года в Аппарат Мэра и Правительства Москвы поступило обращение Руководителя отделения "Центр" комитета "За гражданские права" А.А. ***а от 04 апреля 2013 года исх. N Р-1011/мдм адресованное Мэру Москвы С.С. Собянину, в котором заявитель просил ответить на вопросы о том, какими должностными лицами были даны указания о строительстве продольных эстакад над городскими магистралями, строительстве метрополитена мелкого заложения и рыхлить снег, а так же изложены возражения заявителя относительно данных обстоятельств.
В соответствии с поручением первого заместителя руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы А.В. Лукьянчикова от 09 апреля 2013 года К N 4-19-6276/3, документ направлен на рассмотрение в Комплекс градостроительной политики города Москвы и Комплекс городского хозяйства Москвы, в соответствии с Регламентом Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП "О Регламенте Правительства Москвы".
В соответствии с поручением начальника Управления координации деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Леонова Е.В. от 09 апреля 2013 года К N 25-11-1171/3, документ направлен на рассмотрение в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, в соответствии с Регламентом Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП "О Регламенте Правительства Москвы".
Письмом от 30 апреля 2013 года N МКА-02-7556/3-1 заявителю был дан ответ на его обращение от 04 апреля 2013 года исх. N Р-1011/мдм, за подписью и.о. заместителя председателя Москомархитектуры М.Л. Васильева, заявителю сообщено о результатах рассмотрения его обращения, разъяснены причины устройства эстакад над городскими магистралями, строительства линий метрополитена мелкого заложения и рыхления снега.
06 мая 2013 года в Управление координации деятельности Комплекса градостроительной политики поступило обращение Руководителя отделения "Центр" комитета "За гражданские права" А.А. ***а от 29 апреля 2013 года исх. N Р-1019/мдм адресованное заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы М.Ш. Хуснуллину, в котором заявитель просил об организации личной встречи.
В соответствии с письменным поручением начальника Управления координации деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Е.В. Леонова от 08 мая 2013 года N 25-11-994/2-21 указанное обращение заявителя направлено на рассмотрение в Департамент градостроительной политики города Москвы.
Письмом от 25 мая 2013 года N ДГП-03-1593/13-3 заявителю был дан ответ на его обращение от 29 апреля 2013 года исх. N Р-1019/мдм, за подписью заместителя руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы С.Г. Дегтярева заявителю сообщено о проведении встречи с Комитетом "За гражданские права" заместителем руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы С.В. Сущенко 16 февраля 2013 года, разъяснен порядок организации личного приема граждан.
21 мая 2013 года в Аппарат Мэра и Правительства поступило обращение Руководителя отделения "Центр" комитета "За гражданские права" А.А. ***а от 20 мая 2013 года исх. N Р-1022/мдм адресованное Мэру Москвы С.С. Собянину, в котором заявитель в очередной раз выражал несогласие со строительством продольных эстакад нал городскими магистралями, строительства метрополитена мелкого заложения и рыхлением снега, просит сообщить о лицах, давших указания для производства указанных действий.
В соответствии с поручением Первого заместителя руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы А.В. Лукьянчикова от 21 мая 2013 года N К 4-19-6276/3-1, документ направлен на рассмотрение в Комплекс градостроительной политики города Москвы.
В соответствии с поручением и.о. начальника Управления координации деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы И.А. Саная от 21 мая 2013 года К N 25-11-1171/3-2, документ направлен на рассмотрение в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Письмом от 16 июня 2013 года N МКА-02-10869/3-1 заявителю был дан ответ на его обращение от 20 мая 2013 года исх. N Р-1022/мдм, за подписью и.о. заместителя председателя Москомархитектуры М.Л. Васильева заявителю даны разъяснения, аналогичные изложенным в ответах, направленных в адрес заявителя ранее.
03 июня 2013 года в Аппарат Мэра и Правительства поступило обращение Руководителя отделения "Центр" комитета "За гражданские права" ***а А.А. от 03 июня 2013 года исх. N Р-1028/мдм адресованное Мэру Москвы С.С. Собянину, в котором заявитель просил ознакомить его с документами, относящимися к его обращениям.
Сопроводительным письмом за подписью первого заместителя Префекта ЗАО города Москвы В.В. Клименко 19 июня 2013 года в адрес Руководителя отделения "Центр" комитета "За гражданские права" А.А. ***а повторно направлены ответы на его обращения.
04 июля 2013 года в Аппарат Мэра и Правительства поступило обращение Руководителя отделения "Центр" комитета "За гражданские права" А.А. ***а от 29 июня 2013 года исх. N Р-1032/мдм адресованное в.р.и.о. Мэра Москвы С.С. Собянину, в котором заявитель просил провести совещание с его участием для рассмотрения поставленных им вопросов, по итогам совещания установить мораторий на ведение всех строительных и прочих работ, подтвердить неправомерность действий М.Ш. Хуснуллина и должностных лиц руководимого им строительного комплекса, принять меры в отношении должностных лиц, ответит на вопросы, поставленные в письме N Р-1011/мдм от 04 апреля 2013 года.
В соответствии с поручением Первого заместителя руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы А.В. Лукьянчикова от 09 июля 2013 года К N 4-19-9628/3-1, документ направлен на рассмотрение в Комплекс градостроительной политики города Москвы.
В соответствии с поручением Начальника Управления координации деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Е.В. Леонова от 10 июля 2013 года К N 25-11-1171/3-4, документ направлен на рассмотрение в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы и Департамент строительства города Москвы.
Письмом от 18 июля 2013 года N ДС-11382/11-18 заявителю был дан ответ на его обращение от 29 июня 2013 года исх. N Р-1032/мдм, за подписью первого заместителя руководителя Департамента П.Н. Аксенова, заявителю даны разъяснения, аналогичные изложенным в ответах, направленных в адрес заявителя ранее.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что органами исполнительной власти города Москвы и их должностными лицами не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права заявителя, для заявителя не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод; на него незаконно не возложена какая - либо обязанность, он незаконно не привлечен к ответственности.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Рассматривая довод апелляционной жалобы о якобы имевших место форс-мажорных обстоятельствах, наступивших для представителя заявителя, как на обоснование уважительности причины, послужившей основанием для несвоевременной явки в зал судебного заседания суда первой инстанции, судебная коллегия не находит его убедительным, в силу отсутствия доказательств, объективно подтверждающих позицию заявителя. Как усматривается из материалов дела, представитель заявителя располагал информацией о времени и месте рассмотрения дела, однако причиной несвоевременности явки в зал суда явился факт проноса в помещение суда неразрешенных предметов и, как следствие, последовавшее за этим разрешение вопроса судебным приставом - исполнителем.
Доводы заявителя о том, что решение суда было вынесено вне судебного заседания является голословными, ввиду их бездоказательности. Напротив, как видно из материалов дела, судебное заседание проведено с вынесением решения в полном соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством.
Рассматривая довод жалобы о том, что заявителем были предъявлены претензии к конкретным гражданам России, занимающим определенные посты во властных структурах города, а не к их должностям и не к организациям, как на обоснование необходимости их личного участия в судебном заседании, судебная коллегия считает необходимым отметить его необоснованность, поскольку представители заинтересованных лиц представляли интересы последних на основании доверенностей, соответствующих требованиям ст.ст. 185-187 ГК РФ.
Остальные доводы апелляционной жалобы являются повторением первоначально заявленных требований А.В. ***а, которые суд тщательно исследовал и дал им надлежащую оценку.
Так, ссылаясь на ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" суд обоснованно оценил некорректное употребление заявителем пословиц как злоупотребление правом заявителя. Судебная коллегия находит данную оценку верной, поскольку употребление пословиц как средства иронии, в документах заявителя идет вразрез с правилами деловой переписки и по своему смыслу граничит с грубостью, что недопустимо при обращении к официальному лицу.
Обоснованной является и вывод суда о законности перенаправления обращений заявителя, так как данные действия должностных лиц совершены в рамках их компетенции в соответствии с требованиями закона, в целях надлежащего рассмотрения органом, в чьем ведении находится разрешение вопроса, указанного в обращении.
Суд первой инстанции, проводя анализ содержания данных заявителю ответов на его обращения, обоснованно отметил своевременность их направления, исчерпывающую полноту смыслового содержания, соблюдение предусмотренного законом порядка при составлении ответов.
Не противоречит закону и вывод суда о соответствии требованиям, предъявляемым действующим законодательством к документации, необходимой для подготовки проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - участка Можайского шоссе (Кутузовского проспекта) от МКАД до Садового кольца. Как обоснованно указано судом, проект планировки прошел полную процедуру согласования со всеми заинтересованными организациями, принят с учетом итогов проведенных публичных слушаний.
Рассматривая доводы заявителя о том, что проектирование указанных объектов, а также их строительство и реконструкция сопровождаются серьёзным ухудшением окружающей среды, а работы чреваты шумом, чем нарушают покой заявителя, суд обоснованно указал, что сутью рассматриваемой жалобы являлось несогласие с содержанием ответов органов исполнительной власти города Москвы, вследствие чего данное обстоятельство не могло служить основанием для признания действий должностных лиц указанных органов по подготовке ответов заявителю незаконными. Учитывая необходимость применения правовых позиций Европейского Суда по правам человека при обосновании решений связанных с ограничением прав и свобод человека (абз. 5 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней"), судебная коллегия полагает необходимым отметить, что вмешательство в частную жизнь А.В. ***а, имевшее место со слов заявителя, и выразившееся в ухудшении экологической обстановки, а также в появлении нежелательного шума от производимых строительных работ, являлось в любом случае законным, поскольку, как указано выше, строительству объекта предшествовала особая процедура согласования, предъявляемая действующим законодательством к проектам планировки участков линейных объектов. Учитывая острую социальную необходимость в улучшении транспортной инфраструктуры г. Москвы с учетом имеющихся на сегодняшний день реалий, судебная коллегия находит производство указанных работ необходимым для общества. При этом, вмешательство являлось пропорциональным, поскольку не нарушен баланс между законными интересами заявителя и общественным интересом, выразившимся в удовлетворении потребностей жителей г. Москвы в улучшении среды их жизнедеятельности с учетом потребностей участников дорожного движения, пешеходов, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения. Как следует из материалов дела компенсацией возможного ухудшения экологического фона послужила замена оконных блоков на специальные с шумопоглощающими клапанами и двойными стеклопакетами, а также по окончании работ по реконструкции Можайского шоссе (Кутузовского проспекта) предусмотрена посадка 422 деревьев, 284 кустарников, устройство газона.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.