Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей В.В. Лукьянченко, А.И. Клюевой,
при секретаре М.В. Чеботарёвой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос" на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 3 апреля 2014 года по делу по заявлению Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос" об отмене распоряжения от 30 сентября 2013 года "О приостановлении деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента", которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Региональная общественная организации в защиту прав избирателей "Голос" обратилась в суд с указанным выше заявлением к Главному управлению Министерства юстиции РФ по г. Москве, полагая незаконным распоряжение от 30 сентября 2013 года N --- "О приостановлении деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента", которое просило отменить.
Требования мотивированы тем, что названная некоммерческая организация не выполняет функции иностранного агента, порядок приостановления её деятельности не соблюдён.
Гагаринским районным судом г. Москвы 3 апреля 2014 года постановлено решение, которым в удовлетворении заявления Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос" об обязании Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос" посредством отмены распоряжения от 30 сентября 2013 года "О приостановлении деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента" отказано.
В апелляционной жалобе Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос" ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос" - И.В. Сиволдаев, по доверенности от 14 января 2014 года, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве - О.В. Сусалева, по доверенности от 3 апреля 2014 года, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос", представителя Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Частью 1 статьи 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включённой в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В соответствии с постановлением мирового судьи судебного участка N --- --- района г. Москвы от 6 июня 2013 года Региональная общественная организации в защиту прав избирателей "Голос" привлечена к административной ответственности по указанной статье, ей назначено наказание в виде штрафа в размере --- руб.
Решением --- районного суда г. Москвы от 17 сентября 2013 года деятельность Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос" приостановлена сроком на три месяца, то есть до 30 декабря 2013 года.
28 июня 2013 года Главное управление Министерства юстиции РФ по г. Москве предупредило заявителя о необходимости устранения указанных нарушений закона.
В дальнейшем Главным управлением Министерства юстиции РФ по г. Москве издано обжалуемое распоряжение от 30 сентября 2013 года о приостановлении деятельности общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента в отношении заявителя.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что упомянутые выше решение мирового судьи по административному делу и решение районного суда по гражданскому делу в отношении Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос" вступили в законную силу, Региональная общественная организации в защиту прав избирателей "Голос" на момент привлечения к административной ответственности и приостановления её деятельности не была включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что давало уполномоченному органу правовые основания для издания распоряжения, по поводу которого возник спор. Порядок издания обжалуемого распоряжения не нарушен.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении её в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Бланк такого заявления приведён в Приложении N 1 к Порядку введения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утв. Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 г. N 223.
В соответствии с подп. 6 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в данной редакции Закон действовал до 3 июня 2014 года) в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право приостанавливать своим решением на срок не более шести месяцев деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении её в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Решение о приостановлении деятельности такой некоммерческой организации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Согласно п. 6.1 названного закона в случае приостановления деятельности некоммерческой организации, указанной в подпункте 6 пункта 5 настоящей статьи, приостанавливаются её права как учредителя средств массовой информации, ей запрещается проводить массовые акции и публичные мероприятия, использовать банковские вклады, за исключением расчётов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причинённых её действиями, уплате налогов, сборов и штрафов. Если в течение установленного срока приостановления деятельности некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, она подаст в уполномоченный орган заявление о включении её в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, такая некоммерческая организация возобновляет свою деятельность со дня её включения в указанный реестр.
Из материалов дела усматривается, что данные требования закона Главным управлением Министерства юстиции РФ по г. Москве соблюдены.
Доказательств обратного апелляционная жалоба не содержит.
Доводы жалобы о том, что порядок приостановления деятельности не был соблюдён, в частности, Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос" не направлялось никакого представления об устранении нарушений закона, не может быть принят во внимание, поскольку такое представление было направлено 28 июня 2013 года.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что по смыслу названных норм материального права порядок приостановления деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, предусматривает установление уполномоченным органом факта выполнения таких функций некоммерческой организацией, не исполнившей своей обязанности заблаговременно подать заявление по установленной форме о включении её в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 названного Федерального закона реестр, издание уполномоченным органом соответствующего распоряжения и доведение его до сведения организации.
В апелляционной жалобе не оспариваются выводы суда о том, что правонарушение имело место, Главное управление Министерства юстиции РФ по г. Москве полномочно принимать распоряжение, по поводу которого возник спор, такое распоряжение было принято в разумные сроки с момента обнаружения правонарушения, Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос" была представлена возможность высказывать свои возражения при привлечении её к административной ответственности, обжаловать постановление суда о назначении административного наказания, а также обжаловать решение --- районного суда г. Москвы от 17 сентября 2013 года и решение Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве.
При этом апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что применённый в отношении заявителя порядок приостановления деятельности не позволил им защищать свои права.
Изложенное свидетельствует о том, что процессуальные права Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос" при издании распоряжения Главным управлении Министерства юстиции РФ по г. Москве нарушены не были.
Доводы жалобы в этой части о необходимости предварительного предупреждения Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос" перед принятием решения о приостановлении деятельности, основаны на положениях ст. 42 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", в соответствии с которой в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд. Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".
Между тем, эти требования закона не нарушены.
Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" в ст. 3 устанавливает, что в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Согласно п. 79 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации" (утв. Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 456; зарегистрировано в Минюсте РФ 19.01.2012 N 22975) специалист, установивший в ходе осуществления контроля факты нарушений, готовит проект предписания (предупреждения, представления; распоряжения о приостановлении деятельности общественного объединения или религиозной организации; заявления в суд о приостановлении деятельности общественного объединения, религиозной организации или ликвидации некоммерческой организации; распоряжения о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления программы или ее части, о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества отделению, филиалу или представительству международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации; распоряжения об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) (далее - документ по результатам контроля).
Таким образом, представление является одной из форм предписания, к числу которых также относится и распоряжение о приостановлении деятельности общественного объединения или религиозной организации; заявление в суд о приостановлении деятельности общественного объединения, религиозной организации.
Из материалов дела усматривается, что до издания обжалуемого Распоряжения заявитель был заблаговременно уведомлен о допущенных им нарушениях закона, имел возможность их устранить на момент вынесения ---районным судом г. Москвы решения о приостановлении деятельности Региональной общественной организации в защиту прав избирателей "Голос", а, следовательно, заявитель ошибочно полагает, что его права, гарантированные упомянутой ст. 42 Федерального закона были нарушены.
Другие доводы заявителя сводятся к оспариванию обстоятельств, связанных с тем, что Региональная общественная организация в защиту прав избирателей "Голос" не получает денежных средств и иного имущества от иностранных источников.
Между тем, на момент принятия оспариваемого Распоряжения данные обстоятельства были подтверждены вступившим в законную силу решением суда по административному делу и в силу ст. 13, ст. 61 ГПК РФ не могут оспариваться заявителем.
Нельзя согласиться и с доводами жалобы о том, что положения примененного судом законодательства противоречат Конституции РФ, нормам международного права, так как заявителю предоставлена возможность представить как свои возражения в рамках осуществлённой в отношении него процедуры приостановления деятельности, так и устранить нарушения закона перед приостановлением его деятельности, а также обжаловать приостановление деятельности в суд либо воспользоваться правами, установленными ст. 3 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", а именно, в случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 3 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.