Судья Голянина Ю.А.
гр. дело N 33- 33485
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 сентября 2014 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.,
и судей Дегтеревой О.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре П. О.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.,
дело по апелляционной жалобе Капба Л.М. на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 01 апреля 2014 года, которым постановлено:
В иске Капба Л. М. к Управлению Социальной защиты населения района Тропарево - Никулино г.Москвы о признании права на получение компенсации, обязании выплачивать компенсацию причиненного вреда здоровью, взыскании недоплаченной денежной компенсации - отказать.
У С Т А Н О В И Л А:
Капба Л.М. обратилась в суд с иском к УСЗН района Тропарево - Никулино г.Москвы о признании права на получение компенсации, обязании выплачивать компенсацию причиненного вреда здоровью, взыскании недоплаченной денежной суммы, ссылаясь на то, что имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". В обоснование требований истец указала на то, что является вдовой Капба И.Э., умершего 14.12.2009г., которому при жизни была установлена группа 2 группа инвалидности, супруг получал от военного комиссариата г.Москвы ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием, с 01.01.2010г. выплата компенсации прекращена. Решением Российского межведомственного экспертного совета N 688/12-9/12 от 12.10.2012 года установлено, что причина смерти Капба И.Э. связана с последствиями воздействия радиационных факторов в результате действий в подразделении особого риска.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", установившего право членов семьи умершего (погибшего) инвалида вследствие военной травмы на получение ежемесячной денежной компенсации, Капба Л.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении указанной компенсации, однако получила отказ, в связи с тем, что причина инвалидности Капба И.Э. на момент вступления в силу названного Федерального закона не относится к категории военной травмы. По мнению истца, отказ ответчика в назначении спорной выплаты по данному основанию является незаконным.
Представитель истца заявленные требования в суде поддержал.
Представители ответчика в суде исковые требования не признали, по основаниям изложенных в письменных возражениях на исковое заявление.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит Капба Л.М. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Капба Л.М., представителей ответчика Гриб С.А., Пантелееву С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Капба Л.М. являлась супругой Капба И.Э., инвалида 2 группы, увечье полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанное непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Решением Российского межведомственного экспертного совета N 688/12-9/12 от 12.10.2012 года установлено, что причина смерти Капба И.Э. связана с последствиями воздействия радиационных факторов в результате действий в подразделении особого риска.
После смерти супруга Капба Л.М была назначена с 01.11.2012г. ежемесячная компенсация за потерю кормильца в соответствии со ст. 41 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Катастрофы на ЧАЭС", которая выплачивается ей до настоящего времени.
01.03.2013г. Капба Л.М. обратилась в УСЗН района Тропарево-Никулино г. Москвы с заявлением о назначении ей компенсации как вдове инвалида 2-й группы в размере _ рублей, представив справку об установлении ее супругу инвалидности 2 группы.
25 июня 2013 получила отказ УСЗН, поскольку представленная справка МСЭ не подтверждает получение ее супругом военной травмы и не может являться основанием для назначения вышеуказанной ежемесячной денежной компенсации в заявленном истцом размере.
Статьей 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", предметом которого является денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы, вступившего в силу с 01.01.2012г., установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы) (ч. 9).
Каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида) (ч. 10).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются:
1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (ч. 11).
При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:
1) 14000 руб. - инвалиду I группы;
2) 7000 руб. - инвалиду II группы;
3) 2800 руб. - инвалиду III группы (ч. 13).
Порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 17).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ.
Положения указанных Правил устанавливают, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается: а) военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, которым в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) установлена инвалидность вследствие военной травмы (далее - инвалиды); б) членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее - члены семьи) (п. 2).
Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ (п. 3).
Положения п. 4 Правил устанавливают перечень документов, наличие которых необходимо для назначения ежемесячной денежной компенсации, в том числе копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы.
В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые устанавливают, что признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (п. 1); признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2); в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации (п. 14).
Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17 утверждены разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", том числе в связи с военной травмой.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, которые определяют условия установления групп инвалидности, установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Такие же положения были предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", действовавшими до 01.03.2006г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истцу, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оснований для признании права на получение компенсации и выплаты истице с 01.01.2012 года ежемесячной денежной компенсации не имеется ввиду отсутствия справки, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления Капба И.Э. инвалидности установленной вследствие военной травмы.
При таких обстоятельствах, суд, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ, Правил выплаты ежемесячных денежных компенсаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142, Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Капба Л. М. в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Ссылка в апелляционном жалобе на то, что установленная причина инвалидности и смерти Капба И.Э. - увечье полученное им при исполнении обязанности военной службы, связанное с непосредственным участием в подразделениях особого риска, полностью охватывается понятием военная травма не состоятельны, основаны на неправильном применении судом норм материального права, направлены на иное толкование правовых положений, что не создает оснований для отмены судебного решения.
Из содержания апелляционной жалобы усматривается, что истец по существу выражает несогласие с постановленным судом решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, судом дана соответствующая оценка собранным по делу доказательствам, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон истолкован и применен правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено, а потому доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 329-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 01 апреля 2014 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Капба Л.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.