Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей О.Н. Бурениной, И.П. Козлова,
при секретаре Г.Т. ****,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.Н. Бурениной дело по апелляционным жалобам представителя Военного комиссариата по доверенности **** Т.А., представителя УФМС России по г. Москве по доверенности **** В.Г., на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 28 мая 2014 года по делу по заявлению **** Н.Р. о признании незаконными действий ОВК г. Москвы по Люблинскому району, УФМС России по г. Москве, которым заявленные требования удовлетворены частично,
установила:
*** Н.Р. обратился в суд с требованиями с учетом их уточнения, о признании незаконными действий ОВК по Люблинскому району об ограничении его выезда за пределы РФ, УФМС России по г. Москве об отказе в выдаче заграничного паспорта, обязании УФМС выдать указанный паспорт.
В обоснование заявленных требований указал на то, что 04 марта 2014 г. подал документы в ОУФМС России по г. Москве по району Марьино для оформления паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющий его личность за пределами РФ, однако в выдаче ему было отказано по мотиву ограничения его права в выезде из Российской Федерации со стороны военного комиссариата по Люблинскому району.
Полагает отказ в выдаче загранпаспорта, а также ограничение его выезда за пределы РФ нарушающими его права, поскольку в отношении него решения призывной комиссии о призыве на военную службу не принималось.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 28 мая 2014 года постановлено: Заявление *** Н.Р. о признании незаконными действий отдела военного комиссариата города Москвы по Люблинскому району, Управления Федеральной миграционной службы по г.Москве удовлетворить частично.
Признать незаконными действия отдела военного комиссариата города Москвы по Люблинскому району, выразившиеся в предоставлении на запрос Управления Федеральной миграционной службы по г.Москве от 04 марта 2014 года информации об ограничении *** Н.Р. в праве выезда из Российской Федерации.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы по городу Москве с учетом установленных в настоящем решении обстоятельств возобновить рассмотрение заявления *** Н.Р. о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
В апелляционных жалобах представителем Военного комиссариата г. Москвы по доверенности *** Т.А., представителем УФМС России по г. Москве по доверенности **** В.Г. ставится вопрос об отмене решения по изложенным в них доводам.
Представитель УФМС России по г. Москве по доверенности *** В.Г. в судебное заседание явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала, по изложенным в ней основаниям.
*** Н.Р., представитель Военного комиссариата г. Москвы **** Т.А., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени слушания.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие **** Н.Р., представителя Военного комиссариата г. Москвы **** Т.А., извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционных жалоб, изученным по материалам дела, имеются.
Как следует из материалов дела, 06 марта 2014 г. *** Н.Р. обратился в ОУФМС России по г. Москве по району Марьино с заявлением о выдаче ему паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Решением начальника отдела УФМС по г. Москве по району Марьино от 03 апреля 2014 г. оформленного в виде уведомления, *** Н.Р. отказано в оформлении такого паспорта на основании п. 2 ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с поступившим из Военного комиссариата г. Москвы по Люблинскому району ЮВАО от 25 марта 2014 г. сообщения, в котором содержатся сведения об ограничении *** Н.Р. в праве выезда из Российской Федерации в связи с призывом на военную службу.
Разрешая спор по существу, и признавая незаконными действия военного комиссариата города Москвы по Люблинскому району, выразившиеся в ограничении **** Н.Р. в праве выезда из Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что на апрель 2014 г. решения о призыве *** Р.В. на военную службу, либо о направлении его на альтернативную гражданскую службу ОВК по Люблинскому району не принималось, повестка о явке в военкомат на призывную комиссию не вручалась, в связи с чем, не нашел оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для признания *** Н.Р. уклоняющимся от военной службы.
При этом, посчитав действия органа УФМС, получившего информацию из военного комиссариата об ограничении в праве выезда **** Н.Р. не противоречащими п. 6 Инструкции о порядке взаимодействия ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений с Минобороны России, военными комиссариатами и отделами военных комиссариатов при оформлении гражданам Российской Федерации, подлежащим призыву на военную службу либо направлению на альтернативную гражданскую службу, паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденной совместным Приказом ФМС РФ N 100 и Министерства обороны РФ N 507 от 15 апреля 2011 г., суд счел необходимым, в целях восстановления нарушенных незаконными действиями со стороны военкомата по Люблинскому району прав **** Н.Р., обязать УФМС по г. Москве возобновить рассмотрение заявление **** Н.Р. о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего его личность за пределами Российской Федерации.
Между тем с таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неверном толковании норм ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" N 114-ФЗ в статье 15 устанавливает основания, по которым право гражданина может быть временно ограничено.
Согласно пункту 2 названной статьи Федерального закона призыв на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу (до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы) являются основанием для временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации с целью обеспечения исполнения гражданином конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Согласно части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу определены в статье 31 данного закона, предусматривающей в частности, обязанность граждан, не пребывающих в запасе, подлежащих призыву на военную службу, явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.
Из материалов дела усматривается, что **** Н.Р. (до перемены имени *** Н.Р.) поставлен на воинский учет в отделе военного комиссариата по району г.Москвы с 2005 г., решением призывной комиссии ему предоставлена отсрочка до июля 2009 г.
В период проведения осеннего призыва 2009 г., весеннего и осеннего призывов 2010 -2013 гг. *** Н.Р. неоднократно вызывался ОВК Люблинского района ЮВАО г. Москвы для прохождения мероприятий, связанных с призывом, однако от явки уклоняется, что подтверждается имеющимся в материалах дела рапортом участкового уполномоченного по ОВД району Марьинский парк о невозможности осуществления вручения повестки **** Н.Р. в рамках призыва на военную службу в связи с его отсутствием по месту жительства и отсутствием информации о его месте пребывания, а также отрывными частями к повесткам с уведомлением о явке в ОВК Люблинского района ЮВАО г. Москвы (л.д.20, 21).
В силу ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гражданин считается уклоняющимся от военной службы, в случае неявки без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки п. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" называет:
заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
Между тем, наличие таких причин у *** Н.Р. при рассмотрении дела установлено не было. При таких обстоятельствах, а также учитывая, что после 2009 г. в отношении **** (до изменения фамилии - *** Н.Р.) Н.Р. решение о предоставлении отсрочки от призыва либо освобождения от прохождения воинской службы ОВК по Люблинскому району г. Москвы после июля 2009 г. не принималось, судебная коллегия находит, что отсутствие решения военного комиссариата о призыве на военную или альтернативную службу в настоящее время *** Н.Р. ввиду его уклонения от такой службы, не свидетельствует о наличии предоставленной ему на законном основании отсрочки от призыва либо освобождения от прохождения воинской службы, предполагающей возможность беспрепятственного оформления заграничного паспорта и выезда за пределы РФ.
Принимая во внимание изложенное, правовых оснований для признания незаконными решения ОВК по Люблинскому району об ограничении его выезда за пределы РФ у суда первой инстанции не имелось.
Согласно совместному Приказу ФМС РФ N 100 и Министра обороны РФ N 507 от 15.04.2011 г. "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений с Минобороны России, военными комиссариатами и отделами военных комиссариатов при оформлении гражданам Российской Федерации, подлежащим призыву на военную службу либо направлению на альтернативную гражданскую службу, паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" при обращении в ФМС России (в пределах компетенции), территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение гражданина, подлежащего призыву на военную службу либо направлению на альтернативную гражданскую службу, с заявлением о выдаче заграничного паспорта ФМС России (в пределах компетенции), территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение в течение трех календарных дней со дня приема заявления направляет в отдел военного комиссариата, в котором заявитель состоит на воинском учете, запрос о предоставлении информации о временном ограничении права заявителя на выезд из Российской Федерации либо об отсутствии такого ограничения.
Пунктом 6 вышеуказанного Приказа предусмотрено, что при поступлении из отдела военного комиссариата информации об ограничении права на выезд паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения права на выезд, дата и регистрационный номер решения призывной комиссии о призыве на военную службу (направлении на альтернативную гражданскую службу), устанавливающего ограничение права на выезд, полное наименование призывной комиссии, дата утверждения ее состава высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и юридический адрес военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при оформлении и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и их учету определены Приказом ФМС РФ от 15 октября 2012 г. N 320 "Об утверждении административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации".
Пунктом 28 Административного регламента предусмотрен перечень документов, необходимых для оформления паспорта совершеннолетним заявителям, который предусматривает в том числе представление военный билет (для заявителей мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, проживающих на территории Российской Федерации):
- с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву (для прошедших военную службу по призыву либо альтернативную гражданскую службу);
- с отметкой "не годен к военной службе" или "ограниченно годен к военной службе" (для признанных не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья) ( п. 28.1.7 Административного регламента).;
Как пояснил в судебном заседании судебной коллегии представитель УФМС по г. Москве при обращении с заявлением о выдаче загранпаспорта *** Н.Р. военный билет предоставлен не был, в связи с чем, сотрудником ОУФМС по г. Москве по району Марьино был сделан запрос в ОВК по месту регистрации **** Н.Р. о наличии ограничении права заявителя на выезд из Российской Федерации, что соответствует положениям указанного выше Приказа ФМС РФ N 100 и Министра обороны РФ N 507 от 15.04.2011 г..
Исходя из изложенных выше обстоятельств, а также учитывая, что орган УФМС в силу Инструкции, утвержденной приказом ФМС РФ N 100 и Министра обороны РФ N 507 от 15.04.2011 г. обязан исходить из той информации, которая ему предоставляется органами Военного комиссариата, в компетенции которого в свою очередь находится решение вопросов относительно ограничения выезда призывников, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований заявлению **** Н.Р. о признании незаконными действий ОВК г. Москвы по Люблинскому району, УФМС России по г. Москве отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329, п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Люблинского районного суда г. Москвы от 28 мая 2014 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления **** Н.Р. о признании незаконными действий ОВК по Люблинскому району об ограничении его выезда за пределы РФ, УФМС России по г. Москве об отказе в выдаче заграничного паспорта, обязании УФМС выдать указанный паспорт отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.