Апелляционное определение Московского городского суда от 12 марта 2014 г. N 33-3572/14
Судья Бондаренкова И.В.
Гр.дело N33-3572
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 марта2014года
Судебная коллегия по гражданским делам Московскогогородского суда в составе:
председательствующего Шубиной И.И.,
судей Вьюговой Н.М., Морозовой Д.Х.,
при секретаре Шарко М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьиШубиной И.И. гражданское делопо апелляционной жалобе ответчика Зяблицевой А.Л. на заочное решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2013 года,которым постановлено:
Иск Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к Зяблицевой**** о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным- удовлетворить.
Признать недействительным свидетельство о регистрации журнала "****! **** и ****" от 30 декабря 2011 года ****.
Взыскать с Зяблицевой****в доход бюджета г. Москвы госпошлину в размере **** рублей,
установила:
Истец Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее Роскомнадзор) обратился в суд с иском к Зяблицевой А.Л. о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации - журнала "****! **** и ****" от 30 декабря 2011 года ****, учредителем которого является ответчик Зяблицева А.Л., указав, что 30 декабря 2011 года Роскомнадзором было зарегистрировано средство массовой информации - журнал "****! **** и ****", о чем выдано свидетельствоо регистрации ****. При регистрации журнала "****! **** и ****" учредителем Зяблицевой А.Л. была заявлена примерная тематика издания - информационно-рекламное СМИ, однако, истцом было установлено, что журнал "****! **** и ****" не содержит рекламных материалов. Содержание журнала составляют фотографии обнаженных и полуобнаженных женщин, журнал специализируется на сообщениях и материалах эротического характера, которые систематически эксплуатируют интерес к сексу.
Зяблицева А.Л. зарегистрировала журнал как рекламное издание, распространяет его в свободном доступе для каждого жителя Москвы без учета возрастных категорий и мест распространения, что является нарушением Закона "О средствах массовой информации".
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Зяблицева А.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит ответчик Зяблицева А.Л. по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика Зяблицевой А.Л., повторно извещавшейся о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,выслушавпредставителя истца Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по доверенности Кузнецову М.В.,обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.
В силу ст. 37 указанного Закона под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, понимается периодическое издание, которое в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу, и розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.
В соответствии со ст. 15 Закона, свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае, если свидетельство о регистрации получено обманным путем.
Статьей3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Как установлено судом, а также подтверждается материалами дела,средство массовой информации журнал "****! **** и ****" зарегистрировано Роскомнадзором, о чем выдано свидетельство о регистрации средства массовой информации от 30 декабря 2011 года ****.
В заявлении на регистрацию средства массовой информации учредительЗяблицева А.Л. указала примерную тематику и (или) специализацию - информационно-рекламное СМИ.За регистрацию данного печатного издания Зяблицева А.Л. уплатила государственную пошлину в размере ****руб..
В журналах указано, что журнал "****! **** и ****" зарегистрирован как рекламное издание, специализируется на публикации: бесплатных или платных объявлений от физических или юридических лиц и материалов рекламного характера,.
Однако, изучивпредставленные номера журнала "****! **** и ****", суд установил, что основной содержащихся в них материалов представляет собой собрание сообщений и объявлений эротического характера.На страницах издания размещены фотоснимки обнаженных и полуобнаженных женщин с соответствующими подписями, и номерами телефонов (л.д. 18-20).
Как следует из заключения специалиста **** от 12 августа 2013 года, информация, опубликованная в журнале "****! **** и ****", является сообщениями и материалами эротического характера, то есть в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу в понимании ст. 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. N 2124-1.
Оснований не доверять указанному заключению у суда первой инстанции не имелось.
Зяблицева А.Л. вправе была зарегистрировать журнал "****! **** и ****" под соответствующей тематикой или специализацией, а не как информационно-рекламное СМИ, и распространять данный журнал через розничную продажу продукции средств массовой информации в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.
В нарушение требований закона, указанный журнал распространялся с нарушением мест распространения, без разрешения местной администрации, в автомобильных "пробках", либо подкладыванием под стеклоочистители припаркованных автомобилей, а также на улицах города.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные экземпляры журнала "****! **** и ****", являясь эротическим изданием по смыслу ст. 37 Закона РФ "О средствах массовой информации", не соответствуют требованиям к изданиям, поименованным в законе как информационно-рекламное СМИ.
Свидетельство о регистрации журнала "****! **** и ****" от 30 декабря 2011 года ****было получено обманным путем, при его регистрации регистрирующий орган был введен в заблуждение относительно примерной тематики и (или) специализации, кроме того,Зяблицевой А.Л. при регистрации средства массовой информации, уплачена государственная пошлина в размере, установленном для регистрации средств массовой информации рекламного характера, тогда как размер государственной пошлины для регистрации средства массовой информации эротического характера превышает ее двукратно (пп. 12 п. 1 ст. 333.33 и пп. 2 и 3 п. 3 ст. 333.34 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, требования истца о признании недействительным свидетельства о регистрации журнала "****! **** и ****" от 30 декабря 2011 года ****, как полученное обманным путемявляются обоснованными и правомерно удовлетворены судом.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что о рассмотрении дела в Нагатинском районном суде г. Москвы она уведомлена не была, в связи с чем не смогла осуществить свои процессуальные права. Судебная коллегия данный довод отклоняет, как несостоятельный, поскольку в материалах дела имеется ходатайство ответчика, об отложении слушания по делу, назначенного на 25 ноября 2013 г., которое было удовлетворено судом, а из реестра почтовых отправлений следует, что извещение о слушании дела, назначенного на 09 декабря 2013 года, было направлено ответчику 26 ноября 2013 г. по адресу, указанному ею в ходатайстве опереносе судебного заседания.Кроме того, в материалах дела имеется телефонограмма от 26 ноября 2013 годаоб извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела 09 декабря 2013 г., по указанному ею в ходатайстве номеру мобильного телефона,которую принял представитель ответчика Казаков С.О..
Доводы апелляционной жалобы о том, что журнал "****! **** и ****" содержит также рекламные материалы иного характера, кулинарные статьи, театральную афишу и другие материалы не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку эротической тематике посвящено преобладающее количество размещенной в журнале информации. Как установлено специалистом и отражено в заключении, исключение составляют рубрики "Вкусная жизнь"/"Пальчики оближешь", "Полезные советы", "Афиша"/"Городская афиша", однако их объем составляет 5/48 страниц журнала. Все исследованные специалистом журналы имеют идентичную рубрикацию, тематическую структуру и содержательно-смысловую направленность.
Вывод суда о наличии оснований для удовлетворения иска Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций срок основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует материалам дела, требованиям закона и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Заочное решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.