Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу законного представителя Некоммерческой Организации Благотворительного Фонда "Приют Детства" Кульянова С.М. на вступившие в законную силу постановление Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года и решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года Некоммерческая Организация Благотворительный Фонд "Приют Детства" (далее НО БФ "Приют Детства") признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 310 000 (триста десять тысяч) рублей.
Решением судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2014 года постановление Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе Кульянов С.М., выражая несогласие с постановлением Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года и решением судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2014 года, просит об их отмене и прекращении производства по делу ссылаясь на то, что НО БФ "Приют Детства" не была извещена о проведении проверки; деяние, совершенное организацией, является малозначительным; при вынесении постановления должностным лицом не было учтено, что скважина не используется для питьевой воды, а только для полива растений, от использования скважины не установлено наступление вредных последствий для окружающей среды.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые постановление Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года и решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2014 года законными и обоснованными.
В соответствии с ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ, использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Санитарные правила и нормы 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), возлагают на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Согласно пункту 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Как следует из материалов дела, 06 февраля 2014 года в 14 часов 20 мин. при проведении плановых мероприятий по надзору в НО БФ "Приют Детства", находящейся по адресу: г. Москва, поселение Первомайское, дер. Кривошеино, д.30А установлены нарушения, а именно:
-в НО БФ "Приют Детства" имеется водозабор подземных вод (скважина), на которую не разработан проект зоны санитарной охраны;
-в первом поясе зоны санитарной охраны находится фундамент недостроенного дома, не имеющий непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, а также хранятся другие строительные материалы, в нарушение требований п. 3.2; 3.2.1; 3.2.1.1; 3.2.1.2 СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Указанными действиями НО БФ "Приют Детства" совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность НО БФ "Приют Детства" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 18 февраля 2014 года; распоряжением о проведении внеплановой проверки; актом проверки; поручением N 35-00-00022; уведомлением о явке в целях составления протокола об административном правонарушении; актом проверки; требованием о проведении внеплановой проверки; поручением N 35-00-00022; протоколом исследования образцов (проб) воды N 77; протоколом исследования образцов (проб) воды N 78; протоколом исследования образцов (проб) воды N 79; протоколом исследования образцов (проб) воды N 80; протоколом исследования образцов (проб) воды N 81; протоколом микробиологического исследования воды N 62; протоколом микробиологического исследования воды N 63; протоколом микробиологического исследования воды N 64.
Как видно из материалов дела, Главный государственный санитарный врач по ТиНАО г. Москвы полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях НО БФ "Приют Детства" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что при вынесении постановления должностным лицом не было учтено, что скважина не используется для питьевой воды, а только для полива растений, от использования скважины не установлено наступление вредных последствий для окружающей среды, не свидетельствуют об отсутствии в действиях НО БФ "Приют Детства" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 КоАП, выражается в использовании зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, установленных законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека.
Согласно п. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 4 ст. 18 Закона N 52-ФЗ установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Организация правомерно привлечена к административной ответственности за использование 1-го пояса зоны санитарной охраны с нарушением установленного законодательством порядка использования такой зоны.
Ссылки в жалобе на то, что НО БФ "Приют Детства" не была извещена о проведении проверки, не являются основанием для удовлетворения жалобы. Как усматривается из материалов дела, проведение внеплановой выездной поверки было инициировано Прокурором ТАО г. Москвы в связи с обращением А-й О.А. о нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека НО БФ "Приют Детства" и в соответствии с п. 2 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", такого извещения не требовалось.
Следует отметить, что по факту выявленных нарушений Президентом Фонда Кульяновым С.М. было дано объяснение, он был ознакомлен с протоколом об административном правонарушении от 11 февраля 2014 года и получил его копию.
Ссылка в жалобе на то, что совершенное НО БФ "Приют Детства" правонарушение является малозначительным, не может быть принята во внимание, поскольку квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности совершенного деяния, а также с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Между тем оснований для отнесения совершенного НО БФ "Приют Детства" административного правонарушения к малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку Организация совершила административное правонарушение в области охраны окружающей сре6ды и природопользования, сопряженные с риском наступления тяжких последствий, то есть существенно нарушающие охраняемые общественные отношения.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года проверил дело в полном объеме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Административное наказание в виде штрафа назначено НО БФ "Приют Детства" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 3.8 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения НО БФ "Приют Детства" к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года и решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Некоммерческой Организации Благотворительного Фонда "Приют Детства" оставить без изменения, жалобу законного представителя Кульянова С.М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.