Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу законного представителя Некоммерческой Организации Благотворительного Фонда "Приют Детства" Кульянова С. М. на вступившие в законную силу постановление Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года и решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года Некоммерческая Организация Благотворительный Фонд "Приют Детства" (далее НО БФ "Приют Детства") признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 (сто десять тысяч) рублей.
Решением судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2014 года постановление Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе Кульянов С.М., выражая несогласие с постановлением главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года и решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2014 года, просит об их отмене и прекращении производства по делу ссылаясь на то, что НО БФ "Приют Детства" не была извещена о проведении проверки; деяние, совершенное организацией, является малозначительным; при вынесении постановления должностным лицом не было учтено, что площадка для сбора мусора находится от жилого помещения на расстоянии 50-60 метров, обнесена с трех сторон блоками, закрывается калиткой и оснащена тремя мусорными контейнерами, между Фондом и ООО "МСЖ Групп" заключен договор на вывоз мусора; контейнеры для мусора были переполнены в зимнее время, что исключает распространение инфекции, мусор в контейнерах был расфасован в пластиковые пакеты, а потому исключалась его возможность распространения вокруг территории мусоросборника, тяжкие последствия не наступили, вред окружающей среде причинен не был, вывоз мусора был осуществлен на следующий день после проведения проверки.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые постановление Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года и решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2014 года законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным закон от 24 июня1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со ст. 1 Закона об отходах производства и потребления отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "Обращением с отходами" понимается в том числе деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Как следует из материалов дела, 06 февраля 2014 года 14 часов 20 мин. при проведении плановых мероприятий по надзору в НО БФ "Приют Детства", находящейся по адресу: г. Москва, поселение Первомайское, дер. Кривошеино, д.30А установлены нарушения, а именно:
-отсутствует площадка для сбора твердых бытовых отходов;
-не осуществляется раздельное хранение пищевых и твердых бытовых отходов, контейнерная площадка переполнена, в нарушение требований п. 2.4.4, 2.4.5 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Указанными действиями НО БФ "Приют Детства" совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность НО БФ "Приют Детства" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 18 февраля 2014 года; уведомлением о явке в целях составления протокола об административном правонарушении; распоряжением о проведении внеплановой проверки; актом проверки; поручением N 35-00-00022; требованием о проведении внеплановой проверки от 27 января 2014 года; фотоматериалом.
Как видно из материалов дела, Главный государственный санитарный врач по ТиНАО г. Москвы полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях НО БФ "Приют Детства" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что при вынесении постановления должностным лицом не было учтено, что площадка для сбора мусора находится от жилого помещения на расстоянии 50-60 метров, площадка для сбора мусора обнесена с трех сторон блоками, закрывается калиткой и оснащена тремя мусорными контейнерами, между Фондом и ООО "МСЖ Групп" заключен договор на вывоз мусора; контейнеры для мусора были переполнены в зимнее время суток, что исключает распространение инфекции; мусор в контейнерах был расфасован в пластиковые пакеты, а потому исключалась его возможность распространения вокруг территории мусоросборника; тяжкие последствия не наступили, вред окружающей среде причинен не был, вывоз мусора был осуществлен на следующий день после проведения проверки, не свидетельствуют об отсутствии в действия НО БФ "Приют Детства" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что НО БФ "Приют Детства" не предприняла всех необходимых мер по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды.
Ссылки в жалобе на то, что НО БФ "Приют Детства" не была извещена о проведении проверки, не являются основанием для удовлетворения жалобы. Как усматривается из материалов дела, проведение внеплановой выездной поверки было инициировано Прокурором ТАО г. Москвы, в связи с обращением А-й О.А. о нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека НО БФ "Приют Детства" и в соответствии с п. 2 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", такого извещения не требовалось.
Ссылка в жалобе на то, что совершенное НО БФ "Приют Детства" правонарушение является малозначительным, не может быть принята во внимание, поскольку квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности совершенного деяния, а также с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Между тем оснований для отнесения совершенного НО БФ "Приют Детства" административного правонарушения к малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку Организация совершила административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, сопряженные с риском наступления тяжких последствий, то есть существенно нарушающие охраняемые общественные отношения.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года проверил дело в полном объеме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Административное наказание в виде штрафа назначено НО БФ "Приют Детства" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 3.8 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения НО БФ "Приют Детства" к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление Главного государственного санитарного врача по ТиНАО г. Москвы от 18 февраля 2014 года и решение судьи Троицкого районного суда г. Москвы от 25 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Некоммерческой Организации Благотворительного Фонда "Приют Детства" оставить без изменения, жалобу законного представителя Кульянова С. М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.