Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев надзорную жалобу Шамсудиновой М. А. на постановление судьи Тушинского районного суда города Москвы от 22 января 2014 года и решение судьи Московского городского суда от 20 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Тушинского районного суда города Москвы от 22 января 2014 года гражданка Республики Таджикистан Шамсудинова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Московского городского суда от 20 февраля 2014 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Шамсудиновой М.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Шамсудинова М.А. просит об отмене названных судебных актов в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, ссылаясь на то, что требования миграционного законодательства она не нарушала, по прибытии в Российскую Федерацию была поставлена на миграционный учет по месту нахождения организации, являющейся ее принимающей стороной.
Проверив материалы дела, изучив доводы надзорной жалобы, нахожу решение судьи Московского городского суда от 20 февраля 2014 года подлежащим отмене.
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 этой статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон о миграционном учете) иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о миграционном учете принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.
К стороне, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете относит находящихся в Российской Федерации физических и юридических лиц, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Место пребывания иностранного гражданина определено в п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете как жилое помещение, не являющееся местом его жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.
Из содержания вышеназванных норм следует, что в качестве места пребывания иностранного гражданина для целей миграционного учета допускается указывать нежилое помещение, являющееся местом нахождения организации, выступающей в качестве его принимающей стороны, и не обязательно указывать жилое помещение, в котором этот иностранный гражданин фактически проживает. В этом случае проживание иностранного гражданина по адресу, не совпадающему с местом его постановки на миграционный учет, не может рассматриваться как нарушение правил миграционного учета, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 20 января 2014 года в 07 часов 00 минут сотрудниками ОМВД России по району Покровское-Стрешнево города Москвы по адресу: город Москва, ул. Подмосковная, дом N12, кв. 2, была выявлена гражданка Республики Таджикистан Шамсудинова М.А., нарушившая режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, что выразилось в несоблюдении ею правил миграционного учета, установленных в ст. 20, 21 и ст. 22 Закона о миграционном учете, а именно: прибыв в Российскую Федерацию, Шамсудинова М.А. была поставлена принимающей стороной ООО "Шопта" на миграционный учет по адресу: ***, однако фактически проживала по адресу: *** без постановки на миграционный учет по указанному адресу. Указанные действия Шамсудиновой М.А. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Признавая Шамсудинову М.А. виновной в совершении административного правонарушения, судья районного суда сослался на совокупность собранных по делу доказательств, в том числе протокол об административном правонарушении; письменные объяснения Шамсудиновой М.А., полученные на досудебной стадии производства по делу об административном правонарушении, а также ее устные объяснения, данные при рассмотрении дела; справку по результатам проверки по АС ЦБДУИГ ФМС России; копию паспорта на имя Шамсудиновой М.А.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении 20 февраля 2014 года судья Московского городского суда также пришел к выводу о наличии в действиях Шамсудиновой М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ. При этом судья отверг довод жалобы о том, что Шамсудинова М.А. была поставлена на миграционный учет по месту нахождения ООО "***", являющейся ее работодателем, и не принял в качестве доказательства невиновности Шамсудиновой М.А. представленную стороной защиты копию трудового договора от 03 сентября 2013 года, заключенного между заявителем и ООО "***". Приходя к такому выводу, судья Московского городского суда исходил из отсутствия в деле сведений о направлении Обществом уведомления в УФМС России по г. Москве о привлечении Шамсудиновой М.А. к трудовой деятельности.
Вместе с тем к надзорной жалобе Шамсудиновой М.А. приложены копии отрывной части бланков уведомлений о заключении трудового договора, направленных ООО "***" в УФМС России по г. Москве и в ГКУ ЦЗН ВАО г. Москвы 10 сентября 2013 года с отметками соответствующих органов об их принятии.
Учитывая, что указанные документы надлежащим образом не заверены, достоверность содержащихся в них сведений требует дополнительной проверки, которая на данной стадии производства по делу об административном правонарушении не может быть осуществлена.
При таких обстоятельствах решение судьи Московского городского суда от 20 февраля 2014 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Московский городской суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Московского городского суда от 20 февраля 2014 года, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Шамсудиновой М. А. - отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Московский городской суд.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.