СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Машкиной И.М. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом в судебном заседании 31 июля 2014 года дело по апелляционным жалобам администрации МОГО "Усинск" и ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Агентства Республики Коми по социальному развитию, на решение Усинского городского суда Республики Коми от 30 мая 2014 года, по которому
исковые требования Тухтаевой Н.А. к администрации муниципального образования городского округа "Усинск" о признании незаконным постановления администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 08.06.2012 N 903 об отказе в включении в список ... нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, и предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворены;
признано незаконным постановление администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 08.06.2012 N 903 об отказе в включении Тухтаевой Н.А. в список ... нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма;
администрация муниципального образования городского округа "Усинск" обязана предоставить Тухтаевой Н.А. благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республики Коми из муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее ... квадратных метра общей площади.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., объяснения истца, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Тухтаева Н.А. обратилась в суд с иском к администрации МОГО "Усинск" о признании незаконным постановления администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 08.06.2012 N 903 об отказе в включении в список ... , нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, и обязании включить в список ... которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда МОГО "Усинск", предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
В последующем представители истца - Никитина С.И. и Перехрестюк Р.Т. исковые требования уточнили и просили суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 08.06.2012 N 903 об отказе в включении в список детей ... нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, и предоставить Тухтаевой Н.А. благоустроенное жилое помещение в городе ... из муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений, на состав семьи один человек, общей площадью не менее ... кв.м.
В судебном заседании представители истца на требованиях настаивали.
Представитель ответчика Коновалова Н.А. исковые требования Тухтаевой Н.А. не признала.
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствии истца Тухтаевой Н.А., представителя третьего лица - сектора опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МОГО "Усинск" просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм действующего законодательства.
ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующий в интересах Агентства Республики Коми по социальному развитию, в апелляционной жалобе с решением суда также не согласилось, ссылаясь на его необоснованность.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, заслушав пояснения истца, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Судом установлено, что Тухтаева Н.А. родилась ...
Мать Тухтаевой Н.А. - Тухтаева Н.Х. умерла ... , отец - Тухтаев А.А. не мог осуществлять уход за грудным ребенком, дал согласие на установление опеки над несовершеннолетней.
Постановлением Усинской городской администрации от 07.04.1993 N 433 Абдурахимова Г.М. назначена опекуном над несовершеннолетней Тухтаевой Н.А., при этом указанным постановлением жилое помещение за опекаемой не закреплялось.
Решением Усинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" Тухтаев А.А. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Тухтаевой Н.А.
21.10.1983 мужу опекуна Абдурахимовой Г.М. - Абдурахимову Т. Была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью ... кв.м., расположенной по адресу: "Адрес обезличен" , на состав семьи 4 человека: Абдурахимова Г.М. - жена, Абдурахимова Л.Т. - дочь, Абдурахимова Р.Т. - дочь, где также с 14.04.1993 зарегистрирована Тухтаева Н.А.
Затем вышеназванная двухкомнатная квартира была передана в порядке приватизации в общую совместную собственность: опекуну Абдурахимовой Г.М., ее несовершеннолетним детям Абдурахимовой Л.Т., Абдурахимовой Р.Т. и Абдурахимову Б.Т. и опекаемой Тухтаевой Н.А.
С 30.10.2002 Абдурахимов Т., ... , имеющий состав семьи: жена - Абдурахимова Г.М., дочь - Абдурахимова Р.Т., сын - Абдурахимов Б.Т., опекаемая - Тухтаева Н.А. состоял на учете в администрации МОГО "Усинск" на улучшение жилищных условий, согласно списку граждан.
Постановлением Главы администрации МОГО "Усинск" от 27.06.2008 N 851 ... Абдурахимову Т., очереднику администрации, распределена на состав семьи: 5 человек однокомнатная квартира по адресу: "Адрес обезличен" в дополнение к имеющейся.
28.08.2008 Абдурахимов Т. и администрация МОГО "Усинск" заключили договор социального найма N 151, согласно которому органом местного самоуправления предоставлено в бессрочное владение и пользование однокомнатная благоустроенная квартира, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., расположенная по адресу: "Адрес обезличен" на состав семьи: Абдрахимова Г.М. - жена, Абдурахимов Б.Т. - сын, Абдурахимова Р.Т. - дочь и Тухтаева Н.А. - опекаемая.
Жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, "Адрес обезличен" было продано, 30.04.2010 право собственности зарегистрировано за ОАО " ... ".
В период с
12.08.2008 по 29.06.2012
Тухтаева Н.А. обучалась в ... отчислена в связи с окончанием учебного заведения.
Тухтаева Н.А. жилых помещений в собственности не имеет, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "Адрес обезличен"
25.05.2012 в администрацию МОГО "Усинск" поступило заявление Тухтаевой Н.А. до достижения ею 23-летнего возраста о включении в список ... , нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, однако постановлением администрации МОГО "Усинск" от 08.06.2012 N 903 Тухтаевой Н.А. отказано о включении в список.
В настоящее время в квартире "Адрес обезличен" , общей площадью ... кв. м., зарегистрированы: собственник Перехрестюк (Абдурахимова) Р.Т., члены семьи собственника: муж Перехрестюк В.А., дочь Перехрестюк С.В., а также мать - Абдурахимова Г.М., брат - Абдурахимов Б.Т. и родственница - Тухтаева Н.А.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 7.12.2012 N104-РЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона Республики Коми от 7.12.2012 N104-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.
Исходя из анализа установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что истица относится к лицам из числа детей ... , судебная коллегия соглашается с выводом суда о признании постановления администрации МОГО "Усинск" от 08.06.2012 N 903 об отказе в включении Тухтаевой Н.А. в список ... нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма незаконным, а также о праве истца на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку Тухтаева Н.А. как лицо, отнесенное к категории ... , не реализовала свое право на предоставление благоустроенного жилья на условиях специализированного найма, по установленным законодательством нормам жильем не обеспечена, с учетом того, что на долю каждого проживающего в квартире "Адрес обезличен" , общей площадью ... кв. м., приходится ... кв. м. общей площади жилого помещения, а в случае вселения в данную квартиру истца доля каждого составит ... кв. м., что в обоих случаях является менее учетной нормы общей площади предоставляемого жилого помещения.
При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Тухтаевой Н.А, суд обоснованно применил норму, установленную статьей 10 Закона Республики Коми "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" от 4.07.2006 N 54-РЗ, так как истец как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилого помещения, имела право на получение жилья по норме, установленной указанным Законом Республики Коми с учетом позиции Конституционного суда Республики Коми, высказанной им в постановлении от 11 июля 2011 года. В связи с этим доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в части размера жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, не влекут отмены решения суда.
Кроме того, как следует из содержания пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1203 (в редакции от 24.12.2012), размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере ... кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств, что основанием к отмене решения не является.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усинского городского суда Республики Коми от 30 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации МОГО "Усинск" и ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Агентства Республики Коми по социальному развитию, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.