СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Машкиной И.М., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 июля 2014 года дело по апелляционной жалобе ГУ РО ФСС РФ в РК на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 мая 2014 года, по которому на ГУ РО ФСС РФ в РК возложена обязанность обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение за "Дата обезличена" год Колесникову С.А. в соответствии с медицинскими рекомендациями и указанным профилем лечения в срок до "Дата обезличена" года.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения представителя ГУ РО ФСС РФ по РК "Фамилия обезличена" , прокуратуры Республики Коми Чершкуте Я.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Троицко-Печорского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Колесниковой С.А. к ГУ РО ФСС РФ в РК об обязании обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение за "Дата обезличена" год Колесникову С.А. в соответствии с медицинскими рекомендациями и указанным профилем лечения в срок до "Дата обезличена" .
В судебное заседание истица не явилась.
В судебном заседании помощник прокурора на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, указав, что ГУ РО ФСС РФ в РК Колесниковой С.А. в предоставлении санаторно-курортной путевки по профилю ее заболевания не отказано. Санаторно-курортная путевка будет ей предоставлена в порядке очередности.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ РО ФСС РФ в РК ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного решения, указывая на нарушение судом норм материального права.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенной о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции. О причинах неявки истец суду не сообщил, доказательств уважительности причин таковой не представили.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды на основании п. 8 ст. 6.1 указанного Закона.
Пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
На основании пункта 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В силу п. 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
На основании ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Судом установлено, что Колесникова С.А. является инвалидом "*" по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" г.
"Дата обезличена" . истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки по профилю заболевания, представив справку для получения путевки МУЗ "Троицко-Печорская центральная районная больница".
ГУ РО ФСС РФ в РК уведомило о постановке истицы на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю его болезни.
Установив, что на момент рассмотрения дела путевка на санаторно-курортное лечение Колесниковой С.А. предоставлена не была, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд, разрешая спор, не принял во внимание объективные причины предоставления путевок в порядке очередности, не могут являться основанием для отмены решения суда.
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяет источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.
Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования.
На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции Колесникова С.А. санаторно-курортной путевкой не обеспечена. Таким образом, ответчиком не исполнена обязанность соблюдения периода предоставления гражданам социальных услуг, что является нарушением требований ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Ссылка в жалобе на недостаточный объем бюджетных ассигнований несостоятельна, поскольку данное обстоятельство влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Установив на основании федерального законодательства социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Кроме того, недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом исследованы и установлены в полном объеме. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ РО ФСС РФ в РК - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.