СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В.,Машкиной И.М.,
при секретаре Михеевой Л.П.,
рассмотрела в судебном заседании 11 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе Швец В.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 июня 2014 года, по которому исковое заявление Швец В.А. к УФСБ РФ УВВ МВД РФ, Войсковой части N "Номер обезличен" о признании незаконным и необоснованным решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения Швец В.А., его представителя "Фамилия обезличена" , представителя УФСБ России по внутренним войскам МВД России "Фамилия обезличена" , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Швец В.А. обратился в суд с иском к УФСБ РФ УВВ МВД РФ, Войсковой части N "Номер обезличен" о признании незаконным и необоснованным решения жилищной комиссии УФСБ РФ по ВВ МВД РФ от "Дата обезличена" об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обосновании иска указав, что он в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" состоял на военной службе, уволен с воинской службы на основании подпункта "***" ФЗ N 53 от 28.03.1998 года "О воинской обязанности и военной службе" в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы составляет "*" лет "*" месяцев "*" дней, в льготном исчислении "*" года "*" месяцев "*" дней. "Дата обезличена" он обратился с рапортом через войсковую часть N "Номер обезличен" в жилищную комиссию УФСБ РФ по ВВ МВД РФ для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма или в собственность бесплатно. "Дата обезличена" жилищной комиссией УФСБ РФ по ВВ МВД РФ ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как в период брака его бывшая жена "Фамилия обезличена" приобрела квартиру общей площадью "**" квадратных метра по адресу "Адрес обезличен" .
В качестве третьих лиц привлечены "Фамилия обезличена" , "Фамилия обезличена" , "Фамилия обезличена"
Истец в судебном заседании требования поддержал, пояснил, что в настоящее время он проживает у родителей, по месту регистрации, права на квартиру бывшей супруги не имеет.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика УФСБ РФ УВВ МВД РФ требования не признал.
Представитель Войсковой части N "Номер обезличен" в судебное заседание не явился. Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Швец В.А. просит отменить состоявшийся судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права и неправильным определением фактических обстоятельств дела.
Изучив материалы дела, проверив законность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истец проходил военную службу в УФСБ РФ УВВ МВД РФ с "Дата обезличена" года по "Дата обезличена" года, уволен со службы по организационно- штатным мероприятиям.
"Дата обезличена" истец обратился с рапортом через войсковую часть N "Номер обезличен" в жилищную комиссию УФСБ РФ по ВВ МВД РФ для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма или в собственность бесплатно.
"Дата обезличена" жилищной комиссией УФСБ РФ по ВВ МВД РФ Швец В.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий, выразившимся в отказе от права на квартиру приобретенную в период брака площадью "**" квадратных метра по адресу "Адрес обезличен" .
Судом установлено, что "Дата обезличена" года В.А. Швец вступил в брак с "Фамилия обезличена" , после заключения брака последней была присвоена фамилия Швец. "Дата обезличена" от брака родился сын "Фамилия обезличена" . "Дата обезличена" брак расторгнут решением мирового судьи "Судебный участок обезличен" .
Установлено, что "Фамилия обезличена" , находясь в браке с истцом, приобрела квартиру общей площадью "**" кв. метров по адресу: "Адрес обезличен" .
После расторжения брака между супругами Швец был заключен договор раздела имущества от "Дата обезличена" года, на основании которого в собственности "Фамилия обезличена" осталась квартира, приобретённая в период брака, находящаяся по адресу: "Адрес обезличен" .
Так же судом установлено, что "Дата обезличена" Администрацией МО "Город Сыктывкар" в собственность "Фамилия обезличена" (отец В.А. Швец) в порядке приватизации передана квартира по адресу: "Адрес обезличен" . При этом В.А. Швец отказался от приватизации данной квартиры. Собственником данной квартиры является "Фамилия обезличена" .
Вместе с ним в указанной квартире проживают "Фамилия обезличена" ( "Степень родства обезличена" собственника), "Фамилия обезличена" ( "Степень родства обезличена" собственника) и В.А. Швец ( "Степень родства обезличена" собственника). Общая площадь указанной квартиры составляет "**" квадратный метр.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, на основании анализа представленных документов, признал установленным, что Швец В.А., являясь членом семьи собственника жилого помещения, обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы (15,25 квадратных метров общей площади жилого помещения).
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 указанного выше законодательного акта военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Как следует из абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (далее - Правила признания), признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при договора социального найма жилого помещения," повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утверждённые приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590 "Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями" (далее - Приказ ФСБ об обеспечении жилыми помещениями), признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется жилищными комиссиями в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учётной нормой площади жилого помещения.
В соответствии с п. 9 Приказа ФСБ об обеспечении жилыми помещениями отказ в принятии военнослужащего и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении производится в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из смысла данных норм следует, что принятие военнослужащих на учёт в качестве нуждающихся в, жилых помещениях осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации. Таким образом, на них в полной мере распространяются условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ограничивающие их постановку на жилищный учёт в связи с совершением действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Подп. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истёк предусмотренный статьёй 53 настоящего Кодекса срок.
Данная норма конкретизирована в п. 6 Правил признания и в п. 5 Приказа ФСБ об обеспечении жилыми помещениями.
Так, согласно п. 6 Правил признания, военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учёте совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых -помещений, невыполнением условийпомещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета МО "Город Сыктывкар" от "Дата обезличена" г. N "Номер обезличен" "Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" размер учётной нормы в г. Сыктывкаре составляет "**" квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, к заявителю не применимы положения п. 2 ч. 1 статьи 51 ЖК РФ, поскольку он, являясь членом семьи собственника жилого помещения, обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы ( "**" квадратных метров общей площади жилого помещения).
Суд первой инстанции верно указал на то обстоятельство, что отказ истца от участия в приватизации жилого помещения, в котором он зарегистрирован и проживает, не лишает его возможности пользоваться данный жилым помещением.
Учитывая изложенное, а так же то обстоятельство, что обеспеченность истца составляет "**" квадратных метров общей площади жилого помещения (более учетной нормы), суд пришел к законному и обоснованному выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы, указанные в жалобе на законность принятого решения повлиять не могут, поскольку они повторяют доводы иска и основаны на неправильном толковании норм материального права.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права. Все доводы сторон судом проверены в полном объеме, дана надлежащая оценка всем представленным по делу доказательствам, постановлено законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводом суда, указанным в мотивировочной части решения о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий после расторжения брака с "Фамилия обезличена" и отказавшись "Дата обезличена" года от своего права на квартиру "Адрес обезличен" , приобретённую в период брака.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Между тем, заключение договора о разделе имущества между Швец В.А. и его бывшей супругой и иные действия, совершенные истцом, нельзя признать умышленными и недобросовестными, поскольку доказательств того, что указанный договор, который сам по себе не противоречит закону, был заключен с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в материалах дела не имеется.
Данный вывод суда подлежит исключению из мотивировочной части решения.
Таким образом, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Швец В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.