СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
с участием прокурора Чершкуте Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе АМО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 июня 2014 года, по которому признан незаконным отказ администрации МО ГО "Сыктывкар" о включении Рудакова В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений. Возложена на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность включить Рудакова В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений с даты обращения - "Дата обезличена" .
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения Рудакова В.В., мнение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Рудакова В.В. к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, обязании включить в список с даты обращения - "Дата обезличена" .
В судебном заседании прокурор и Рудаков В.В. на иске настаивали.
Представитель Администрации МО ГО "Сыктывкар" с иском не согласился.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит решение суда отменить, в связи с существенным нарушением судом норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что личного заявления от Рудакова В.В. в адрес администрации МО ГО "Сыктывкар" ранее "Дата обезличена" года не поступало, заявление им подано после окончания обучения в возрасте, превышающим 23 года.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившего от прокуратуры г. Сыктывкара возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Рудаков В.В. является ребенком, оставшимся без попечения родителей и сохраняет временную регистрацию по адресу: "Адрес обезличен" .
Доказательств приобретения Рудаковым В.В. прав на жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен" , либо принадлежности иного жилого помещения на праве собственности не представлено. Право на жилое помещение за Рудаковым В.В. не сохранялось.
В период с "Дата обезличена" . по "Дата обезличена" . Рудаков В.В. находился на полном государственном обеспечении в ГОУ "Организация обезличена" .
В последующем Рудаков В.В. являлся учащимся ГАОУ СПО РК "Организация обезличена" до "Дата обезличена" года.
"Дата обезличена" . представитель ГАОУ СПО РК "Организация обезличена" обратился в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" в интересах Рудакова В.В. о постановке его на учет детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилом помещении.
Письмом Администрации МО ГО "Сыктывкар" от "Дата обезличена" . в постановке Рудакова В.В. на учет отказано по причине прохождения им обучения.
После окончания обучения, "Дата обезличена" . Рудаков В.В. вновь обратился в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Постановлением Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" . Рудакову В.В. отказано во включении в Список в связи с достижением 23-летнего возраста.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, относящихся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вопрос о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на соответствующий учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, может быть разрешен при наличии к тому уважительных причин, к которым относятся неправомерные либо ненадлежащие действия органов опеки и попечительства, опекунами, попечителями своих обязанностей по защите прав этих детей, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Исходя из указанного правового регулирования, а также учитывая установленные по делу обстоятельства, у Рудакова В.В. возникло право на внеочередное получение жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
Этим же пунктом статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, для обеспечения гражданина указанной выше категории органом местного самоуправления жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда он должен быть включен в указанный выше список.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" включение граждан, достигших возраста 14 лет в список осуществляется органами местного самоуправления на основании запросов граждан или из законных представителей о включении в список, поданных ими по соответствующей форме и на основании перечня документов, определенного в указанной статье.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив вышеприведенные обстоятельства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда.
При указанных обстоятельствах, суд, обосновано учел, что на момент обращения "Дата обезличена" . представителя ГАОУ СПО РК "Организация обезличена" в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" о постановке Рудакова В.В. на учет детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилом помещении, Рудаков В.В. 23-летнего возраста не достиг.
Таким образом, Рудаков В.В. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не утратил право на жилищное обеспечение по заявленной льготе.
Юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции правильно, оценка представленных в материалы дела доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АМО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.