Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 21 августа 2014 г. по делу N 33-4076/2014

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 21 августа 2014 г. по делу N 33-4076/2014

 

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.

судей Машкиной И.М., Сироткиной Е.М.,

при секретаре Михеевой Л.П.,

рассмотрев в судебном заседании 21 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Коми на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 20 мая 2014 года, по которому обязана администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", ГУ РК "Центр занятности населения города Сыктывкара", ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" оборудовать вход в отделение по трудоустройству граждан и взаимодействию с работодателями по Эжвинскому району, учреждение уголовно исполнительной инспекции ГУФСИН России по Республике Коми расположенные по адресу: "Адрес обезличен" специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с действующим с 01 января 2013 года "СП 59.13330.2012. Свод Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года N605.

Заслушав доклад судьи Ус Е.А, объяснения представителей ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Коми "Фамилия обезличена" , "Фамилия обезличена" , представителя администрации Эжвинского района МО ГО " Сыктывкар" "Фамилия обезличена" , мнение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Эжвинского района г.Сыктывкара обратился в суд с иском к администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", ГУ РК "Центр занятности населения города Сыктывкара", ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Коми об обязании оборудовать вход в отделение по трудоустройству граждан и взаимодействию с работодателями по Эжвинскому району, учреждение уголовно исполнительной инспекции ГУФСИН России по Республике Коми расположенные по адресу: "Адрес обезличен" специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с действующим с 01 января 2013 года "СП 59.13330.2012. Свод Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года N 605, указав в обоснование требований, что вход в отделение по трудоустройству граждан и взаимодействию с работодателями по Эжвинскому району и учреждение уголовно исполнительной инспекции не оборудован пандусами и поручнями, что влечет нарушение прав и законных интересов инвалидов и граждан с ограниченными физическими возможностями.

В судебном заседании прокурор требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представители ответчиков - администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Коми исковые требования не признали.

Представитель ГУ РК "Центр занятности населения города Сыктывкара" не возражал против удовлетворения требований прокурора.

Представитель третьего лица - Эжвинской районной организации Коми Региональной организации Всероссийского общества инвалидов извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Суд с учетом требований ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело без участия третьего лица.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Коми не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права, указывая, что собственником здания по "Адрес обезличен" является администрация Эжвинского района.

Иными лицами решение суда не обжалуется, в связи с чем, согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 вышеназванного закона предусмотрено, что Правительство Российской

Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются

.

Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13 мая 2010 года N 689-О-О, закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01.01.2013 были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.

С 01.01.2013 года введен в действие "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 (далее - Свод Правил 59.13330.2012).

Действующий Свод Правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам.

В частности установлено, что пандусом является сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске. Поручень: компонент лестницы или пандуса, который задает направление и обеспечивает поддержку на уровне руки при движении (Б.21, Б.32 Приложения Б к Своду правил 59.13330.2012).

В соответствии с требованиями пункта 5, подпунктов 5.1.1, 5.1.2, 5.1.4, 5.1.9 Свода правил 59.13330.2012 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. Наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты.

Как следует из материалов дела, отделение по трудоустройству граждан и взаимодействию с работодателями по Эжвинскому району ГУ РК " Центр занятости населения города Сыктывкара", Федеральное казенное учреждение уголовно- исполнительной инспекции ГУФСИН по РК относящиеся к объектам социальной инфраструктуры, осуществляют деятельность в помещениях, расположенным по адресу: "Адрес обезличен" , принадлежащем на праве собственности администрации Эжвинского района г. Сыктывкара.

В результате проверки, проведенной прокуратурой Эжвинского района города Сыктывкара выявлено, что вход в отделение по трудоустройству граждан и взаимодействию с работодателями по Эжвинскому району ГУ РК " Центр занятости населения города Сыктывкара", Федеральное казенное учреждение уголовно- исполнительной инспекции ГУФСИН по РК расположенные в здании по адресу: "Адрес обезличен" , не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа граждан с ограниченными физическими возможностям.

Учитывая, что отсутствие возможности беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Возлагая обязанность по приведению оборудовать вход в отделение по трудоустройству граждан и взаимодействию с работодателями по Эжвинскому району, учреждение уголовно исполнительной инспекции ГУФСИН России по Республике Коми расположенные по адресу: "Адрес обезличен" специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп на администрацию Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", ГУ РК "Центр занятности населения города Сыктывкара", ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по "Адрес обезличен" ", суд обоснованно учитывал следующее.

Собственником нежилого помещения, расположенного на 1 этаже дома N "Адрес обезличен" является МО ГО "Сыктывкар", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "Номер обезличен" от "Дата обезличена" года.

Между администрацией Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", действующей в роли "ссудодателя" и ГУ РК "Центр занятости населения города Сыктывкара", действующего в роли "ссудополучателя" заключен договор N "Номер обезличен" безвозмездного пользования имуществом МО ГО "Сыктывкар" от "Дата обезличена" года. Согласно пункту 1.1 договора Администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" совместно с ЭМУП "Жилкомхоз" передаёт, а ГУ РК "Центр занятости населения города Сыктывкара" принимает в безвозмездное пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: "Адрес обезличен" общей площадью "*" кв.м. для размещения Эжвинского отделения центра занятости населения. Настоящий договор заключается на срок с "Дата обезличена" года по "Дата обезличена" года (п.1.2 Договора).

"Дата обезличена" г. между администрацией Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" и ГУ РК "Центр занятости населения города Сыктывкара" заключено дополнительное соглашение N1 к договору N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" . по условиям которого, ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: "Адрес обезличен" общей площадью "*" кв.м для размещения специалистов ГУ РК "Центр занятости населения города Сыктывкара".

"Дата обезличена" . между администрацией Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" и ФКУ "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" заключен договор безвозмездного пользования имуществом N "Номер обезличен" . По условиям договора ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование с "Дата обезличена" г. на неопределенный срок нежилые помещения, расположенные по адресу: "Адрес обезличен" общей площадью "*" кв.м для размещения сотрудников филиала по Эжвинскому району г. Сыктывкара ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Коми.

Согласно статье 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы ( ст. 6

Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 297 Гражданского Кодекса Российской Федерации казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

При этом положения статьи 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.

Ссылку в жалобе на то, что ФКУ УИИ ГУФСИН по РК не является собственником помещений и не вправе самостоятельно осуществлять переустройство входа, нельзя признать состоятельной, поскольку, как следует из договора безвозмездного пользования имуществом МО ГО " Сыктывкар", расположенного по адресу: "Адрес обезличен" N "Номер обезличен" имущество используется учреждением для размещения сотрудников филиала по Эжвинскому району ФКУ УИИ ГУФСИН по РК, что делает данные помещения объектом социальной инфраструктуры и с согласия ссудодателя вправе производить перепланировку и переоборудование занимаемых помещений.

Таким образом, суд правомерно возложил обязанность по устранению недостатков используемого ответчиком помещения, отнесенного к объекту социальной инфраструктуры, именно на ФКУ УИИ ГУФСИН России по РК, при этом оборудование входа, ведущего в помещение учреждения уголовно исполнительной инспекции ГУФСИН России по Республике Коми пандусом или иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, не приведет само по себе к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, то есть превышения объема прав ответчика, установленных положениями статьи 297 Гражданского кодекса РФ, не произойдет,

Судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, при указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 20 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.