СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тебеньковой Л.Г.,
судей Костенко Е.Л. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре ... ,
рассмотрев в судебном заседании 18 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 июля 2014 года, по которому
исковые требования Колесова А.В. к администрации Муниципального образования городского округа "Воркута", Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании решения о снижении размера социальной выплаты не законным, удовлетворены;
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми обязано в установленном законом порядке очередности предоставить Колесову А.В. государственный жилищный сертификат на состав семьи из четырех человек в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, без уменьшения размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договору купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу ... либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения данного договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колесов А.В. обратился в суд с иском с иском и просил обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми предоставить ему с учетом его семьи жилищную субсидию без уменьшения ее размера на сумму отчужденного до 01.01.2012 жилого помещения: квартиры, расположенной по адресу: ...
Представитель истца Валеев С.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Истец в судебном заседании не участвовал. Согласно поступившей телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Администрация МО ГО "Воркута", Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направили.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из обстоятельств дела следует, Колесов А.В. переведен с очереди отца Колесова В.А. и включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории "инвалиды" по МО ГО "Воркута" с датой постановки на учет ...
06.11.2007 Колесов А.А. подал заявление на имя главы МО ГО "Воркута", в котором просил включить его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", поскольку в соответствии с Постановлением Правительства N153 от 21.03.2006 относится к категории РИД и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и состоит в очереди с ... , с составом семьи 4 человека - заявитель, родители К. и К. ., брат К. .
В заявлении указал, что с условиями участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность ознакомлен и обязуется их выполнять.
Решением Сыктывкарского городского суда от 13.06.2013 за Колесовым А.В. признано право на получение государственной жилищной субсидии с даты постановки на учет ... На Министерство строительства и коммунального хозяйства Республики Коми возложена обязанность выдать Колесову А.В. государственную жилищную субсидию на состав семьи 4 человека.
В заявлении от 04.10.2013 на имя руководителя МО ГО "Воркута" Колесов А.В. выразил несогласие с уменьшением социальной выплаты на стоимость отчужденного квартиры по адресу: ... в связи с тем, что она была продана до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N909.
10.10.2013 Колесов А.В. обратился с заявлением на имя руководителя администрации МО ГО "Воркута" об отказе от получения государственного жилищного сертификата выпуска 2013г. по семейным обстоятельствам.
29.01.2014 Колесов А.В. обратился в администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением с просьбой выделить ему государственный жилищный сертификат выпуска 2015 года на состав семьи из 4 человека для приобретения жилья на территории г.Москвы.
Разрешая заявленные требования, суд, исходя из установленных обстоятельств дела и анализа положений Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца, поскольку сделка по отчуждению (по договору мены) жилого помещения по адресу: ... совершена отцом истца до выражения Колесовым А.В. своего волеизъявления на участие в Подпрограмме и признания его участником Подпрограммы.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законом не установлен период учета гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями в целях определения размера социальной выплаты на приобретение жилья, предоставляемой в порядке, установленном Правилами и в рамках выполнения мероприятий Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", поэтому при расчете размера социальной выплаты на приобретение жилья учитываются все сделки, совершенные гражданами-участниками подпрограммы и (или) членами их семей по отчуждению жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, независимо от времени совершения данных сделок, является несостоятельным.
Статьёй 6 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2012, предусматривала, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.
Данная норма в редакции Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2012, предусматривает, что при приобретении жилого помещения за счет жилищной субсидии, отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения получателями жилищной субсидии данных жилых помещений иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения размера жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Таким образом, Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2012, содержал требования об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину - участнику программы на праве собственности, и уменьшение размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договору купли - продажи.
В рассматриваемой правовой ситуации судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, исходит из того, что Колесов А.В. 06.11.2007 обратился с заявлением о включении его в состав участников Подпрограммы.
Поскольку решение об участии в Подпрограмме принимается добровольно, подача 06.11.2007 истцом заявления о признании его участником Подпрограммы свидетельствует о том, что последний был согласен с установленными законом условиями такого участия, предусматривающими, в том числе, уменьшение суммы ожидаемой выплаты в случае продажи жилья на вырученную от сделки сумму.
Учитывая, что сделка по отчуждению (по договору мены) квартиры по адресу: ... совершена в декабре 2003 года (право собственности прекращено 19.12.2005), то есть до выражения Колесовым А.В. волеизъявления на участие в Подпрограмме и признании его участником, оснований для уменьшения размера субсидии на сумму, полученную по соответствующему договору, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.