Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе
председательствующего Голикова А.А.,
судей Костенко Е.Л., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 22 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 мая 2014 года, по которому
администрация МО ГО "Сыктывкар" обязана предоставить Назаренко Е.А. на состав семьи 1 человек вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. в г. Сыктывкаре по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Голикова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Назаренко Е.А. обратился в суд с иском к АМО ГО "Сыктывкар" о предоставлении жилого помещения на условиях найма специализированного жилого фонда в пределах территории МО ГО "Сыктывкар", указав в обоснование, что закрепленное за ним, как за лицом, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение признано непригодным для проживания.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц администрации МР "Княжпогостский", ГП "Емва".
Назаренко Е.А. участия в судебном заседании не принял.
Представитель истца Назаренко А.В. заявление поддержал.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" с иском не согласилась.
Представители привлеченных судом третьих лиц участия в судебном заседании не приняли.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрацией МО ГО "Сыктывкар" ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились, своих представителей не направили.
Представитель истца ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, иных ходатайств и заявлений от сторон не поступило, препятствий для рассмотрения апелляционной жалобы не установлено.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в рамках доводов апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 указанного выше Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 07.12.2012 N 104-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2013, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона Республики Коми N 104-РЗ установлено, что жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.
Как следует из материалов дела, Назаренко А.В. "Дата обезличена" года рождения, относится к категории детей-сирот, что подтверждено свидетельством о смерти его матери.
Постановлением главы администрации СП "Вожаель" Княжпогостского района РК от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "Адрес обезличен" , где истец сохраняет постоянную регистрацию по месту жительства.
В период времени с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" истец проходил обучение в "Учебное заведение обезличено" и был обеспечен в указанный период времени койко-местом в общежитии по адресу: "Адрес обезличен" .
"Дата обезличена" актом межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации СП "Тракт" от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" , жилое помещение - "Адрес обезличен" признано непригодным для проживания, в связи с чем, "Дата обезличена" , по окончании учебного заведения и до достижения 23-летнего возраста Назаренко Е.А. обратился в АМО ГО "Сыктывкар" с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда.
Установив, что до настоящего времени Назаренко Е.А. на праве собственности жилого помещения пригодного для проживания не имеет, жилым помещением не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно исходил из права истца на получение жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда и, с учетом установленного факта постоянного проживания истца в г. Сыктывкаре и намерения истца и в дальнейшем проживать в данном населенном пункте, верно возложил обязанность предоставить Назаренко Е.А. жилое помещение на АМО ГО "Сыктывкар", отклонив доводы ответчика о том, что место закрепления за истцом жилого помещения находится в другом муниципальном образовании, поскольку закрепленное жилое помещение не является пригодным для проживания.
Ссылка в решении на закон Республики Коми N 139-РЗ от 22.11.2010, наделявший органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и утративший силу с 01.01.2013, отмены решения не влечет. Законом Республики Коми N 104-РЗ от 07.12.2012 те же полномочия также возложены на органы местного самоуправления.
Приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы по существу повторяют доводы ответчика в суде первой инстанции и содержат иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Между тем, суд, разрешая спор, указал в резолютивной части решения на внеочередное предоставление специализированного жилого помещения, с чем судебная коллегия не соглашается.
С 01.01.2013 установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. Положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие предоставление данной категории лиц жилого помещения во внеочередном порядке утратили силу с 1 января 2013 года. Также статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) не предусматривает внеочередного предоставления жилого помещения.
С учетом изложенного, из резолютивной части решения подлежит исключению указание на предоставление жилого помещения вне очереди.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 мая 2014 года оставить без изменения, исключив из резолютивной части решения слова "вне очереди", апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.