СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Маркелова К.Б., Орловой И.А.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.
рассмотрев в судебном заседании 06 октября 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 августа 2014 года, по которому:
Требования прокурора г. Ухты в интересах С.В.В. удовлетворены.
Администрация муниципального образования городского округа "Ухта" обязана предоставить С.В.В. , 20 февраля 1996 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, на территории МОГО "Ухта" на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 человек, размером не менее 33 кв.м общей площади.
Заслушав доклад судьи Орловой И.А., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Ухты в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах С.В.В. об обязании администрации МОГО "Ухта" предоставить благоустроенное жилое помещение из муниципального специализированного фонда в виде отдельной квартиры на состав семьи 1 человек, не ниже установленной нормы 33 кв.м. общей площади на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории МОГО "Ухта".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что С.В.В. , 1996 г.р. года, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. За С.В.В. на основании постановления "Об устройстве детей на воспитание в детские государственные учреждения" от 18 ноября 2003 года сохранено право на жилое помещение по адресу: город Ухта, "Адрес обезличен" . Согласно заключению межведомственной комиссии данное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем установлен факт невозможности проживания С.В.В. в ранее занимаемом жилом помещении. Иных жилых помещений в собственности истца нет. На основании постановления администрации МОГО "Ухта" N 1101 от 26 июня 2014 года С.В.В. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Ухта" просит решение суда отменить, указывая на то, что жилое помещение истцу должно предоставляться по учетной норме, действующей на территории МО ГО "Ухта" (14 кв.м.).
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор с доводами жалобы не согласилась.
На рассмотрение и разрешение апелляционной жалобы стороны не явились, несмотря на извещение о времени и месте апелляционного рассмотрения. Администрация МО ГО "Ухта" в письменном ходатайстве просит о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В этой связи суд апелляционной инстанции постановил о рассмотрении жалобы в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Из материалов дела следует, что С.В.В. , 20 февраля 1996 года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отец С. умер 16 января 2001 года. Решением Ухтинского городского суда от 02 ноября 2001 года мать истца С.Н.Е. лишена родительских прав. С 29 октября 1999 года по 17 декабря 2003 года истец обучался и находился на полном государственном обеспечении в муниципальной школе-интернат N 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Ухты, после чего был переведен в Ухтинскую школу-интернат N 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где обучался до 31 октября 2008 года. С 31 октября 2008 года по 01 сентября 2012 года С.В.В. находился в Государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Школа-интернат N 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
За С.В.В. на основании постановления "Об устройстве детей на воспитание в детские государственные учреждения" от 18 ноября 2003 года N 1249 сохранено право на жилое помещение по адресу: город Ухта, "Адрес обезличен" .
В соответствии с заключением Межведомственной комиссии г.Ухты от 25 декабря 2008 года N 6 жилой дом по адресу: город Ухта, "Адрес обезличен" , признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением и.о. руководителя администрации МОГО "Ухта" от 26 июня 2014 года N 1101 установлен факт невозможности проживания С.В.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: город Ухта, "Адрес обезличен" . С.В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона от Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что С.В.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением, в связи с чем пришел к выводу о наличии у истца права на предоставление жилого помещения.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе ФИО4 , нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от "Дата обезличена" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с площадью предоставляемого жилого помещения являются несостоятельными по следующим основаниям.
Вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.
Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ (в ред. Закона РК от 29.04.2011 N 32-РЗ) "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые составляют в муниципальных образованиях Республики Коми от 9 до 15 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми", которым часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
С вступлением в силу с 1 января 2013 года Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ч. 2 ст. 7 Закона).
Таким образом, с 1 января 2013 года условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшились, и эти лица вновь были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.
Вместе с тем как указал Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 11.07.2011 года, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции в части размера подлежащего предоставлению С.В.В. жилого помещения соотносится с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года и оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
Ссылка в жалобе на нарушение судом прав и обязанностей администрации МО ГО "Ухта" в части бюджетных обязательств, судебной коллегий признается несостоятельной, не влияющей на законность решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 08 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Ухта" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.