Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Титовой В.В., Мокрушиной В.П.,
при секретаре Усачевой К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Харитонова В. В.ча на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 апреля 2014 года по делу по заявлению Харитонова В. В.ча об оспаривании решения комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула о признании незаконными действий по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харитонов В.В. , действуя через представителя Камбалину Ю.Б. , обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее также - Комитет) в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: "адрес" , на кадастровом плане территории в кадастровом квартале *** незаконным и возложении на Комитет обязанности утвердить и выдать заявителю указанную схему.
Заявленные требования мотивированы тем, что на данном земельном участке расположен жилой дом, *** года постройки, в котором он проживает с ДД.ММ.ГГ . По данным филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на возведение строения документов не представлено.
Для оформления права на земельный участок и жилой дом по обращению заявителя ООО "Геоцентр" подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в утверждении которой Комитетом отказано, о чем ему был направлен ответ от 20.12.2013 г. N ПФ960/01-13/4. Отказ обоснован тем, что часть земельного участка, в отношении которого поставлен вопрос об утверждении схемы, расположена в границах территорий общего пользования, приватизация которых запрещена пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ.
По мнению заявителя, фактически ему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, отказ незаконен. Утверждение схемы расположения земельного участка под зданием в течение одного месяца является безусловной обязанностью органа местного самоуправления, при этом законодатель не возложил обязанности заинтересованного лица разрабатывать схему расположения земельного участка, в отличие от выполнения кадастровых работ. Поскольку утверждение схемы является обязательным этапом в постановке на кадастровый учет, предоставлении земельного участка, вопрос о возможности предоставления заявителю земельного участка под объектом недвижимости на том или ином праве с учетом генерального плана развития города подлежит рассмотрению администрацией города Барнаула после формирования земельного участка. Указанные в ответе обстоятельства не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на постановку земельного участка на кадастровый учет, так как не предусмотрены в качестве таковых Земельным кодексом РФ.
Кроме того, необоснованно и утвержение о том, что земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования, поскольку земельные участки общего пользования согласно Земельному кодексу РФ не подлежат выделению в самостоятельную зону и могут включаться в состав различных территориальных зон. Правовой режим общего пользования земельные участки приобретают не сами по себе, а лишь в силу наличия на них определенных, указанных в законе объектов или элементов инфраструктуры, к которым и должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для любого лица. Таких объектов на спорном земельном участке нет, он с 1959 года по сегодняшний день использовался как заявителем, так и его предшественником для обслуживания жилого дома и огородничества. Смежные земельные участки сформированы, поставлены на кадастровый учет, принадлежат на праве собственности физическим лицам. Фактически не поставлена на кадастровый учет только граница со стороны дороги. Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 834, объект расположен в зоне Ж4 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, основной вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома (статья 64).
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 апреля 2014 года заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Харитонов В.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении при обращении в суд первой инстанции. Дополнительно указывая на то, что пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N18-30, предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах. Ни одного из указанных документов в качестве обоснования законности своих действий органами муниципальной власти суду не представлено. Более того, из пояснений третьего лица следует, что такие документы ещё не приняты. Генеральный план г. Барнаула не является доказательством, он не содержит данных графического изображения красных линий, не имеет ссылок на информационные системы, дающие возможность ознакомления с местоположением красных линий. Также он не был опубликован в полном объеме. Проект планировки и межевания территории автодороги с определением красных линий отсутствует. Нанесение на схему "планируемых красных линий" не соответствует п.п.5.3.3. и.5.3.4 Инструкции. Указанная на схеме "планируемая красная линия" не отражает ни юридического, ни фактического положения вещей, более того, её отражение является недостоверным. Принятие границ красной линии в соответствии с её фактически местоположением, указанным на схеме, полностью исключит заступ фактических границ земельного участка, используемого Харитоновым В.В. , на территорию общего пользования. Акт *** от ДД.ММ.ГГ о выборе земельного участка для строительства автодороги принят не в соответствии с положениями с п.2 ст.29 ЗК РФ. В отсутствие проекта по разработке строительства автодороги отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не основан на конкретных документах. Решения о резервировании спорного земельного участка для муниципальных нужд не принималось, документы, на основании которых принимается такое решение (проект планировки и межевания территории автомобильной дороги с определением красных линий), отсутствуют. Техническое заключение комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула говорит о том, что ограничения на земельный участок не установлены. Принятое решение нарушает единообразие судебной практики. Находящиеся по соседству земельные участки были предоставлены в собственность граждан, лишение Харитонова В.В. такого права ставит его в неравное положение с ними, лишает равноценного возмещения в случае изъятия недвижимости с целью развития дорожной сети.
В возражении на апелляционную жалобу комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав объяснения представителя заявителя Камбалиной Ю.Б. , поддержавшей доводы жалобы, представителя Комитета Легостаевой Н.С. о законности решения суда, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что большая часть земельного участка, на который претендует заявитель, расположена за границами красных линий перспективного строительства автодороги грузового движения, утверждение схемы расположения земельного участка повлечет нарушение земельных и градостроительных требований.
Данные выводы суда следует признать правильными, основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах.
В соответствии с п. 3.1 ст.2 Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС (введен Законом Алтайского края от 04.06.2010 N 48-ЗС)
"О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Пунктом 2.2 Порядка предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 14.12.2012 N 23, (далее - Порядок предоставления земельных участков) распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, оформляемыми (переоформляемыми) для эксплуатации жилых домов, в том числе незавершенных строительством или самовольно созданных, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула.
При этом согласно п.2.8 названного акта в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула на основании заявления гражданина о приобретении прав на земельный участок для эксплуатации самовольно созданного жилого дома в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации города.
Постановлением администрации города Барнаула от 09.09.2013 N 3026 утвержден Порядок подготовки и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Порядок утверждения схем), которым регламентированы отношения по подготовке и утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенных в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Разделом III Порядка утверждения схем предусмотрено, что в целях утверждения схем расположения земельных участков физическое или юридическое лицо, орган местного самоуправления, орган государственной власти обращается с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в Комитет или сельские (поселковую) администрации (п. 3.1).
В целях утверждения схемы расположения земельного участка для эксплуатации самовольно созданного жилого дома к заявлению прилагается ( в том числе) схема расположения земельного участка на топографической основе в масштабе 1:500 с нанесенными красными линиями и линиями, обозначающими границы зон с особыми условиями использования территории (п.3.8).
В месячный срок со дня подачи заявления об утверждении схемы расположения земельного участка Комитет или сельская (поселковая) администрация принимает распоряжение (постановление) об утверждении схемы расположения земельного участка либо в двухнедельный срок дает мотивированный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием причин, послуживших основанием для такого отказа, по адресу, указанному в заявлении (п. 3.4).
Таким образом, вопреки позиции заявителя, полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка и по отказу в утверждении такой схемы предоставлены администрацией города Барнаула комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула.
В соответствии с п. 3.5 Порядка утверждения схем одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц, в случае утверждения схемы расположения земельного участка (п.п "в").
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Харитонов В.В. является владельцем внепланового жилого дома, расположенного на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес" , не принадлежащем заявителю на каком - либо правовом основании.
Харитонов В.В. обратился в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по вышеуказанному адресу в целях узаконения жилого дома.
По результатам рассмотрения заявления Харитонова В.В. заявителю дан ответ письмом от 20.12.2013 за N ПФ960/01-13/4, которым в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано, в связи с тем, что часть земельного участка расположена в границах территории общего пользования.
Наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п.12).
Из технического заключения комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от 18.09.2013 года N 865, приложенного к заявлению об утверждении схемы земельного участка, следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула градостроительный регламент по объекту (Литер А) не установлен, в соответствии с Генеральным планом городского округа - города Барнаула объект расположен в зоне перспективного строительства автомобильной дороги вдоль реки Барнаулки, в водоохраной зоне реки Барнаулки.
Согласно топографическому плану, составленному ООО "Геоцентр", и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале *** по "адрес" , составленной кадастровым инженером, указанный земельный участок пересекает планируемая красная линия.
Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула был представлен акт *** от ДД.ММ.ГГ о выборе земельного участка для строительства автодороги грузового движения по "адрес" . Согласно акту примерная площадь земельного участка *** га, в него входят в том числе и земельные участки, расположенных в кадастровом квартале *** , градостроительные условия использования земельного участка - территория общего пользования, основной вид разрешенного использования - линейные объекты. К акту приложена выписка из картографического плана, на которую нанесены границы красных линий с учетом перспективного строительства в районе кадастрового квартала *** . Из плана усматривается, что часть земельного участка по "адрес" расположена в зоне перспективного строительства автодороги.
Пунктом 7.2 Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 N 245 предусмотрено строительство Мамонтовской магистрали от проспекта Красноармейского до шоссе Ленточный бор по берегу реки Барнаулки.
Исходя из понятия красных линий, содержащегося в п.11. ст.1 Градостроительного кодекса РФ, (линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии), суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрено нанесение планируемых красных линий.
Учитывая, что спорный земельный участок находится в границах планируемых красных линий, обозначающих границы земельного участка, предназначенного для строительства автомобильной дороги, утверждение схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории повлечет нарушение требований градостроительного и земельного законодательства, в связи с чем Комитетом обоснованно отказано в утверждении данной схемы.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), об отсутствии документов, отражающих расположение красных линий, на которые ссылается заинтересованное лицо, не могут быть приняты во внимание, поскольку в рассматриваемом случае суду представлены документы, которые отражают наличие планируемой красной линии в связи с планируемым перспективным строительством объекта общественного назначения - автомобильной дороги.
Согласно ответу комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула не отражение границ указанной автодороги в графической части Генерального плана имеет место ввиду отсутствия (на момент подготовки Генплана) документации по территориальному планированию данной местности. В настоящее время проводятся работы по резервированию территории под строительство Мамонтовской магистрали. Администрацией города Барнаула принято постановление от 05.06.2014 года N1188 "О подготовке плана планировки автомобильной дороги грузового движения по правому берегу реки Барнаулки от шоссе Ленточный Бор до проспекта Красноармейского в городе Барнауле", во исполнение которого подготовлен проект планировки рассматриваемой территории NА-03537-2014-ПП.
Ссылка на несоответствие акта *** от ДД.ММ.ГГ о выборе земельного участка для строительства автодороги положениям с п.2 ст.29 ЗК РФ во внимание не принимается, поскольку ст.29 данного Кодекса РФ состоит из одного пункта, противоречие акта данной норме не усматривается.
Указание в жалобе на то, что техническое заключение комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула не содержит сведений о наличии ограничений на спорный земельный участок, противоречит содержанию указанного документа.
Доводам заявителя относительно предоставления гражданам земельных участков, находящихся по соседству, судом дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Кроме того, согласно представленным документам, земельный участок по "адрес" , был предоставлен в постоянное бессрочное пользование постановлением администрации города Барнаула от 30.10.2001 года N2716, а земельный участок по "адрес" - в собственность постановлением от ДД.ММ.ГГ *** . Таким образом, их предоставление имело место до принятия правовых актов, на которые указывает заинтересованное лицо, как на основание принятия оспариваемого решения.
Остальные доводы жалобы выражают несогласие с принятым судом решением, но не опровергают его выводы и не влекут за собой его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу заявителя Харитонова В. В.ча на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 апреля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.