Судебная коллегия по гражданским делам "адрес" вого суда в составе:
Председательствующего Решетниковой И.Ф. ,
судей Еремина В.А. , Алешко О.Б.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Сипачева С. Н. - О.О.С. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июня 2014 года
по делу по иску Сипачева С. Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел по Алтайскому краю о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании незаконным решения Центральной комиссии ГУ МВД РФ по Алтайскому краю об отказе.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сипачев С.Н. обратился к ответчику в соответствии с ФЗ N 247 от 19 июля 2011 г. "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
ДД.ММ.ГГ на заседании Центральной комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю Сипачеву С.Н. отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
В связи с этим Сипачев С.Н. обратился в суд с настоящим иском, в котором просил признать право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, признать незаконным решение Центральной комиссии ГУ МВД РФ по Алтайскому краю, возложить обязанность поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
В обосновании заявленных требований указал, что он, как сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении в сентябре 2013 г. он собрал пакет документов и обратился в комиссию ГУ МВД России по Алтайскому краю с заявлением о постановке на учет. ДД.ММ.ГГ им было получено письмо, где говорилось о том, что ДД.ММ.ГГ на заседании Центральной комиссии ГУ МВД России по АК ему отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. С данным заключением он не согласен, поскольку ДД.ММ.ГГ договор купли-продажи квартиры на земельном участке заключен его супругой Сипачевой И.С. , а не им. Право собственности у нее возникло до заключения брака с ним в порядке наследования, и у него, как у супруга, никаких прав на данную квартиру не было. Отчуждение квартиры не являются с его стороны намеренными действиями. Сделка купли-продажи квартиры была совершена до вступления в законную силу Федерального Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ, регулирующего вопросы принятия на учет для получения социальной выплаты, который обратной силы не имеет. Таким образом, преднамеренных действий, влияющих на возникновение права быть нуждающимся в жилом помещении, с его стороны не было.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июня 2014 года в иске Сипачеву С.Н. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Сипачева С.Н. - О.О.С. просит об отмене решения, принятии нового - об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ссылается на то, что вывод суда о том, что отчуждение Сипачевой жилого помещения, повлекло намеренное ухудшение жилищных условий сотрудника, несостоятелен, поскольку договор заключен ДД.ММ.ГГ до вступления в законную силу ФЗ от 19.07.2011 N 247-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 30.12.2011. Гражданское законодательство обратной силы не имеет. Санкции, предусмотренные указанными нормативными актами, не могут применяться к совершенной сделке, то есть судом допущено неправильное применение норм материального права.
Вывод суда о применении к возникшим правоотношения общих положений ЖК РФ также ошибочен, поскольку спорные отношения регулируются специальным законом.
Более того, Правилами предусмотрено, что отчуждение должен совершить только сотрудник, на членов семьи указанный запрет не распространяется. Таким образом, распорядившись имуществом, которое не было приобретено в период брака, Сипачева не имела намерений на ухудшение имущественного положения с целью постановки на учет.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая спор, суд установил, что протоколом *** заседания Центральной комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по жилищным и социально-экономическим вопросам от ДД.ММ.ГГ истцу было отказано в удовлетворении заявления о постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с тем, что представленные документы не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки на учет.
Согласно Протоколу заседания комиссии, рассмотрено заявление "данные изъяты" Сипачева С.Н. , "данные изъяты" о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения семьи в составе 4 человек (он, жена Сипачева И.С. - *** г.р. - не сотрудник, дочь Сипачева П.С. - *** г.р., дочь Сипачева А.С. - *** г.р.). Сипачев С.Н. проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГ по настоящее время, стаж службы на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГ - 11 лет 10 месяцев 05 дней. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы Сипачеву С.Н. не предоставлялась. В настоящее время Сипачев С.Н. с семьей проживают и зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире, принадлежащей на праве собственности Ереминой Т.А. (не родственник), общей площадью - 62,9 кв.м., жилой - 47,5 кв.м., по адресу: "адрес" на основании договора безвозмездного пользования квартирой. ДД.ММ.ГГ жена заявителя Сипачева И.С. произвела отчуждение принадлежащей ей на праве собственности жилое помещение, общей площадью - 62,9 кв.м., по адресу: "адрес" .
Иных помещений, занимаемых семьей истца по договору найма и (или) принадлежащих на праве собственности на жилые помещения, Сипачев С.Н. , его жена и 2 детей, не имеют.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы не состоит.
Признавая отказ в постановке на учет законным и отказывая в удовлетворении требований Сипачеву С.Н. , суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что членом семьи истца в предшествующий обращению за постановкой на учет 5-летний период совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий в целях принятия на учет для получения единовременной выплаты.
Так, с 01 января 2012 г. отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Законом предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
Согласно пункту 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (пункт 5 Правил).
Сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи (пункт 9 Правил).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам. Комиссия принимает решения о принятия (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии (пункты 10, 14, 15 Правил).
Согласно п. 16 Правил, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГ женой заявителя Сипачевой И.С. произведено отчуждение принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, общей площадью - 62,9 кв.м., по адресу: "адрес" .
Отчуждение жилого помещения членом семьи сотрудника имело место после принятия и опубликования в Российской газете 21 июля 2011 года за N 157 Федеральный закон от 19 июля 2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Отчуждение квартиры позволило истцу обратиться с заявлением о постановке на учет, как сотруднику, не имеющему в собственности жилых помещений. Наличие квартиры, с учетом ее площади, не позволяло признать Сипачевых нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Указанные действия имели место в предшествующий обращению 5-летний период.
Поскольку представленными Сипачевым С.Н. в целях постановки на учет документами, подтверждается совершение членом семьи сотрудника действий, повлекшие ухудшение жилищных условий, на учет истец мог быть поставлен не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. На момент обращения за постановкой на учет такие условия соблюдены не были.
При таких обстоятельствах, Центральной комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по жилищным и социально-экономическим вопросам в удовлетворении заявления Сипачева С.Н. о постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано обосновано.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 19.04.2007 г. N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что после отчуждения Сипачевой И.С. спорной квартиры, истец с семьей продолжали в ней проживать на основании договора о безвозмездном пользовании, действия истца и членов его семьи по распоряжению квартирой свидетельствуют об умышленных действиях, искусственно направленных на создание условий, при которых истец имел право на получение единовременной социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы, что действия по ухудшению жилищных условий могут быть совершены только сотрудником, на членов семьи запреты не распространяются, основаны на неправильном толковании норм материального права, поэтому судебной коллегией не принимаются.
Согласно п. 9 Правил, к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в числе прочих, отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Доводы представителя истца о том, что к отношениям сторон не применимы положения Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 также судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На момент обращения заявителя и на день рассмотрения заявления вышеуказанные нормативные акты действовал и подлежал применению, поскольку правоотношения между сторонами возникли с момента обращения истца за постановкой на учет.
Более того, на момент заключения договора купли-продажи ДД.ММ.ГГ вышеуказанные нормативные акты были опубликованы, поэтому истец и члены его семьи должны были понимать последствия совершения ими действий по отчуждению жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя истца Сипачева С. Н. - О.О.С. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июня 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.