Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Чубукова С.К.,
судей Дмитриевой О.С., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Петровой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 18 июля 2014 года
по делу по иску прокурора города Новоалтайска Алтайского края в интересах Майера И. В. к Управлению социальной защиты населения по городу Новоалтайску, ТСЖ "Мечта" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату денежной компенсации по отоплению.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Новоалтайска Алтайского края в интересах Майера И.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, ТСЖ "Мечта", с учетом уточненного иска о признании незаконными действий ТСЖ "Мечта" по расчету Майеру И.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления в размере 50% с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из площади квартиры "данные изъяты" кв.м; признании незаконными действий Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску по назначению и выплате Майеру И.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом ТСЖ "Мечта" за указанный период, обязать ТСЖ "Мечта" произвести перерасчет Майеру И.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления в размере 50 % исходя из площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ; возложить обязанность на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску по выплате Майеру И.В. разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги отопления, определенной в результате перерасчета, и выплаченного ранее денежного эквивалента за указанные периоды.
В обоснование требований указал, что Майер И.В. как лицо, признанное реабилитированным, имеет право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета. В спорные периоды проживал с супругой в квартире общей площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес" . Как следует из информации Управления социальной защиты населения по "адрес" , в период с начала ДД.ММ.ГГ года по июль ДД.ММ.ГГ года Майеру И.В. назначалась и рассчитывалась денежная компенсация в размере 50 % на оплату отопления как лицу, попадающему под категорию реабилитированных, исходя из площади жилья в 42 кв.м с учетом членов семьи. Вместе с тем, в указанный период реабилитированным лицам предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации 50 % расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления. Компенсация назначается уполномоченным органом в сфере социальной защиты. При расчете и назначении к выплате истцу денежного эквивалента льготы необходимо за период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ год исходить из площади жилого помещения в "данные изъяты" кв.м.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 18.07.2014 иск прокурора города Новоалтайска в интересах Майера И.В. удовлетворен. Признаны незаконными действия ТСЖ "Мечта" по расчету Майеру И.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 50 % исходя из социальной нормы площади жилого помещения.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску по назначению и выплате Майеру И.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из социальной нормы площади жилого помещения.
Возложена обязанность на ТСЖ "Мечта" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет Майеру И.В. , проживающему по адресу: "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги отопления, в пределах нормативов потребления услуги, исходя из площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
Возложена обязанность на Управление социальной защиты населения по городу Новоалтайску в течение месяца со дня получения перерасчета от ТСЖ "Мечта" произвести Майеру И.В. выплату денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги отопления, определенного как разница результата перерасчета ТСЖ "Мечта" и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ , с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ .
В апелляционной жалобе Главное управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Необоснованно суд оставил без внимания ходатайство Управления и третьего лица Главалтайсоцзащита об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований. Прокурор не привел доказательства неправильности расчета льготы. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности, поскольку при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге и гражданское дело было передано по подсудности мировому судье в связи с ценой иска менее "данные изъяты" руб. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина. Суд необоснованно удовлетворил требования в части признания действий управления незаконным, поскольку истцом был нарушен трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, выслушав объяснения истца Майера И.В. , судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Другие стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в Алтайский краевой суд не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В силу статьи 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, а не социальной нормы.
Такие нормативы на территории города Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации города Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).
На основании части 2 статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно пунктам 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126, статье 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, частями 1, 9 статьи 4 Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч. 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Так, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Судом первой инстанции установлено, что Майер И.В. является реабилитированным лицом, ему на праве собственности принадлежит "адрес" , общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения Майера И.В. является ТСЖ "Мечта".
В соответствии с соглашением об информационном обмене от ДД.ММ.ГГ ТСЖ "Мечта" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе, общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, суммы льготы.
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения ТСЖ Мечта несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Решением Управления социальной защиты населения по городу Новоалтайску о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем расчет компенсации расходов на оплату услуги по отоплению производился Майеру И.В. в спорный период в размере 50% от начисленной суммы за отопление, исходя из площади жилья в размере "данные изъяты" кв.м, что не соответствует положениям законодательства.
Установив при разрешении дела, что Майер И.В. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ему льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м., суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было.
Принимая во внимание, что иск прокурора содержит требование о возложении обязанности на ответчика произвести расчет компенсации по оплате за отопление, указанное дело подсудно районному суду. В связи с этим доводы жалобы в той части, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге может повлиять на подсудность спора, являются необоснованными.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, о наличии иной судебной практики при разрешении аналогичных споров, правового значения не имеют, а потому судебной коллегией во внимание не принимаются.
Также не может быть принят во внимание и довод жалобы о пропуске истцом срока обращения за защитой нарушенного права, поскольку указанное исковое заявление подано в общем порядке, а не в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем предусмотренные ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сроки в данном случае применению не подлежат, а довод жалобы основан на неверном толковании норм процессуального права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению постановленного судом решения по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 18 июля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.