Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Рудь Е.П. , Тертишниковой Л.А.
при секретаре Быхун Д.С. ,
с участием прокурора Текутьевой Я.В. ,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г.Барнаула Алтайского края на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 10 июня 2014 года по делу
по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах Любимовой Н. К. , Любимова К. С. , Попова Е. Б. , Поповой А. Н. , Салтыковой С. А. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, администрации г.Барнаула о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г.Барнаула обратился в суд в интересах Любимовой Н.К. с иском к администрации Железнодорожного района г.Барнаула, администрации г.Барнаула о понуждении к предоставлению жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, заявив их также в интересах Любимова К.С. , Попова Е.Б. , Поповой А.Н. , Салтыковой С.А. к ответчикам Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, администрации г.Барнаула.
С учетом уточнения требований прокурор просил возложить обязанность на администрацию г.Барнаула распределить Комитету ЖКХ г.Барнаула благоустроенное жилое помещение в границах городского округа г.Барнаула, общей площадью не менее *** кв.м., для предоставления вне очереди по договору социального найма Любимовой Н.К. и членам её семьи - Любимову К.С. , Попову Е.Б. , Поповой А.Н. , Салтыковой С.А. ; возложить обязанность на Комитет ЖКХ г.Барнаула предоставить истцам выделенное администрацией г.Барнаула жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Любимова Н.К. является собственником *** долей в праве собственности на жилой дом по "адрес" . Решением межведомственной комиссии для оценки помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГ *** занимаемая истцами "адрес" данного жилого дома признана несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Постановлением администрации Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ Любимова Н.К. в составе семьи 5 человек принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий среди малоимущих, по состоянию на ДД.ММ.ГГ номер очереди *** . Частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Таким образом, истцы имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке из расчета учетной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в размере не менее 14 кв.м. в соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N 294.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 10 июня 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного района г.Барнаула просит решение суда отменить и принять новое решение.
В обоснование требований указано, что часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия оснований признания граждан, чье жилье признано непригодным для проживания, малоимущими, и от включения в список граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нет в ней и указаний на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное получение. Это свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилья вне очереди. Юридически значимым обстоятельством для данного спора является не наличие статуса малоимущего, а факт нуждаемости в жилом помещении, в связи с признанием его в установленном порядке непригодным для проживания.
Постановлением администрации Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ Любимова Н.К. и её семья сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием для снятия с учета явилось то, что истец и члены её семьи не являются малоимущими, при этом была принята во внимание справка о кадастровой стоимости земельного участка, на котором расположен сгоревший дом. Согласно заключению эксперта принадлежащее истцам жилое помещение является аварийным и непригодным для проживания, проведение работ по капитальному ремонту экономически нецелесообразно, так как стоимость проведенного ремонта превысит стоимость затрат по возведению аналогичной квартиры. Таким образом, жилое помещение, в котором проживала семья истца, не может быть использовано по назначению, не подлежит ремонту и реконструкции. Поскольку квартира является непригодной для проживания, то предоставление жилья во внеочередном порядке по договору социального найма взамен утраченного производится вне зависимости от признания гражданина малоимущим на основании ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Факт наличия у истца на праве долевой собственности земельного участка не имеет значения для разрешения данного спора, поскольку основанием предоставления истцу жилого помещения является не улучшение жилищных условий, а потому обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете, не должны приниматься во внимание.
Не имеет значения для дела и вывод о наличии вины истца в возникновении пожара, приведшего к утрате жилого помещения.
В письменных возражениях на апелляционное представление КЖКХ г.Барнаула просит оставить решение суда без изменения, указывая, что в соответствии с действующим законодательством для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Поскольку Любимова Н.К. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении среди малоимущих, она не имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В суде апелляционной инстанции помощник прокурора Текутьева Я.В. требования апелляционного представления поддержала.
Представитель ответчика КЖКХ г.Барнаула Ч.Е.В. в судебном заседании возражала против отмены решения суда по доводам, изложенным в письменном отзыве на представление прокурора.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав процессуального истца - помощника прокурора Текутьеву Я.В. , представителя ответчика Ч.Е.В. , проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом, Любимова Н.К. является собственником *** в праве собственности на жилой дом и *** в праве собственности на земельный участок, расположенные по адресу: "адрес" . Семья истцов занимала "адрес" указанного жилого дома.
ДД.ММ.ГГ "адрес" , повреждена в результате пожара.
Решением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** указанная квартира признана несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Согласно заключению проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы в существующем техническом состоянии "адрес" является аварийной и непригодной для проживания, проведение работ по капитальному ремонту экономически нецелесообразно.
Постановлением администрации Железнодорожного района г.Барнаула от 10.11.2011 *** Любимова Н.К. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди малоимущих граждан с составом семьи пять человек - Любимов К.С. , Попов Е.Б. , Попова А.Н. , Салтыкова С.А. Постановлением администрации Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Любимова Н.К. с составом семьи 5 человек снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая спор и отказывая в иске о предоставлении истцам жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец, являющийся собственником жилого помещения, не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как не является малоимущим, у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по предоставлению жилья, несмотря на факт признания жилого помещения непригодным для проживания. Кроме того, судом принята во внимание причина пожара (неправильная эксплуатация печного отопления), которая свидетельствует о невыполнении собственником возложенных на него ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязанностей, и не может являться основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части отсутствия правовых оснований для предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в установленном им порядке. При этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч.1 и 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ).
Таким образом, реализуя конституционную обязанность государства оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П).
При этом, как правильно указано прокурором в апелляционном представлении, из положений действующего жилищного законодательства не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Как указано Конституционным Судом РФ в своем определении от 05.03.2009 г. N376-О-П, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится в данном случае к компетенции суда общей юрисдикции.
Между тем, как следует из содержания ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательным для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда является признание гражданина в установленном порядке малоимущим.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Алтайском крае, осуществляется в соответствии с Законом Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". Согласно статье 9 названного Закона учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по двум спискам очередности:
1) список граждан, имеющих право на предоставление по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Алтайского края в соответствии с законодательством Алтайского края;
2) список граждан, признанных в установленном порядке малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется раздельно по каждой из категорий граждан.
Перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования, предусмотрен ст. 5 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС (ред. от 03.04.2014) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края". При этом истцы не относятся к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения в соответствии с названым Законом, что не оспаривается сторонами.
Таким образом, вопреки доводам апелляционного представления, предоставление истцам жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке на основании п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возможно только при отнесении их к категории малоимущих в установленном порядке.
Между тем, как следует из материалов дела, Постановлением администрации Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Любимова Н.К. с составом семьи 5 человек снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно протоколу заседания жилищной комиссии по жилищным вопросам администрации Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ стоимость имущества, приходящегося на каждого члена семьи истца, превышает пороговое значение стоимости имущества, установленное законом для признания малоимущим, что и послужило основанием для принятия вышеуказанного постановления и снятия семьи истца с учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Данное постановление не обжаловано истцами.
При этом как следует из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГ , истцу было предложено в течение месяца представить справку о рыночной стоимости находящегося в её собственности земельного участка для перерасчета стоимости имущества, приходящейся на каждого члена семьи. Однако такие сведения предоставлены не были.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, учитывая, что Любимова Н.К. и члены её семьи не признаны в установленном порядке малоимущими, правовых оснований для предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке из муниципального жилищного фонда не имеется.
Доводы апелляционного представления о том, что признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции является достаточным основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди и право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма у истцов возникло вне зависимости от принятия органами местного самоуправления решения о признании их малоимущими, основаны на неправильном толковании норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод прокурора о том, что наличие вины истца в возникновении пожара в рассматриваемом случае не влияет на решение вопроса о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, отраженной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) при рассмотрении дела о предоставлении жилого помещения собственнику, утратившему пригодное для проживания жилье, необходимо принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств, в том числе характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат.
Смысл данных положений сводится к возможности восстановления жилищных прав потерпевших в ином порядке, не связанным с государственным жилищным обеспечением.
Как следует из акта о пожаре от 31.01.2005, причиной пожара, в результате которого произошло повреждение принадлежащего истцу дома, явилось нарушение правил эксплуатации печного отопления. Между тем, данная причина не связана с неправомерными виновными действиями третьих лиц, на которых может быть возложена обязанность по возмещению причиненного ущерба.
Однако учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, данный довод не влечет отмену правильного по существу решения, поскольку как установлено ранее, правовых оснований для предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма не имеется.
Иных доводов, влияющих на законность решения, апелляционное представление не содержит.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда и удовлетворения представления прокурора не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление прокурор Железнодорожного района г.Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 10 июня 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.