Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.,
судей Дмитриевой О.С., Чубукова С.К.,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 23 июня 2014 года
по делу по иску Б.В.А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу N2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.В.А. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права собственности в порядке приватизации на трехкомнатную "адрес"
В обоснование заявленных требований указала, что на основании ордера *** от 25 июля 1980 года, выданного войсковой частью *** , она занимает жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу.
Данное жилое помещение находится в военном городке в г.Алейске, который до издания распоряжения Правительства Российской Федерации N1779-р от 11 октября 2011 года считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее не участвовала.
В порядке ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" она обратилась в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ), в Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ) с заявлением о передаче ей в собственность квартиры, занимаемой на основании ордера. К заявлению были приложены все необходимые для приватизации документы.
Из ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ ответа на заявление не поступило.
От ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ поступил ответ от 10 апреля 2014 года, из которого следует, что полномочиями по передаче в собственность граждан жилых помещений начальник ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ не делегирован, в связи с чем заключить с ней договор передачи в собственность указанного жилого помещения или дать разрешение на приватизацию не представляется возможным.
Отказ в передаче в собственность спорного жилого помещения считает незаконным. Просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на трехкомнатную квартиру.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 23 июня 2014 года исковые требования Б.В.А. удовлетворены.
За истицей признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес"
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. В качестве доводов жалобы ссылается на то, что спорное жилое помещение было предоставлено Б.В.Г. в качестве служебного на период исполнения должностных обязанностей. Наличие или отсутствие присвоенного в установленном порядке статуса "служебное" жилому помещению не тождественно понятию служебное жилое помещение, предоставленное на время исполнения трудовых обязанностей. В данном случае отнесение к служебному жилому помещению означает принадлежность спорного жилого помещения иному лицу, органу, предоставление данного помещения работнику на время исполнения им трудовых обязанностей. Соответственно, по окончанию трудовых отношений работник не имеет никаких прав на жилое помещение. ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, полномочиями на совершение действий, связанных с приватизацией жилых помещений. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих, а не лиц гражданского персонала, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации.
В возражении на апелляционную жалобу Б.В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность ее доводов. Указавает что поскольку спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, вывод суда о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма является обоснованным. ФГКУ "Сибирское ТУИО" в соответствии со ст.6 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" является государственным предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, либо государственным учреждением, в оперативное управление которого был передан жилищный фонд, в связи с чем ФГКУ "Сибирское ТУИО" является надлежащим ответчиком по делу.
От ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ и Министерства обороны Российской Федерации поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, на заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Данное положение закона закреплено в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ст.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст.2 настоящего Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с ч.1 ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст.11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "адрес" была предоставлена майору Б.В.Г. на основании ордера *** от 25 июля 1980 года на состав семьи, состоящей из
4-х человек: Б.В.Г. , его жена Б.В.А. , сын Гриша, сын Дима. В представленном ордере не указано, что Б.В.Г. предоставляется служебное жилое помещение, "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам, в ордере отсутствует (л.д.7).
На основании решения исполкома Алейского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** улица "адрес" была переименована в улицу Ш.А.И. , что подтверждается архивной справкой Архивного отдела Администрации "адрес" Алтайского края от 25 марта 2014 года *** (л.д.10).
Согласно свидетельству о расторжении брака серии *** , выданного городским отделом ЗАГС г.Алейска Алтайского края 08 января 1992 года, брак между истцом и Б.В.Г. прекращен 08 января 1992 года (л.д.16).
Справкой РЭУ *** "Барнаульский" ОАО "Славянка" *** от 07 февраля 2014 года подтверждается, что Б.В.Г. был зарегистрирован по адресу "адрес" 09 сентября 1980 года и снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу 29 декабря 1989 года (л.д.17).
Сын истца - Б.Д.В. умер 04 сентября 1986 года, что подтверждается свидетельством о смерти *** , выданным городским отделом ЗАГС "адрес" 05 сентября 1986 года (л.д.15).
Из содержания выписки из поквартирной карточки (домовой книги) от 24 марта 2014 года следует, что по вышеуказанному адресу зарегистрированы по месту жительства: ответственный квартиросъемщик Б.В.А. - с 09 сентября 1980 года, её сын Б.Г.В. - с 18 января 1989 года (л.д.6).
По сообщению Архивного отдела Администрации города Алейска Алтайского края от 02 ноября 2012 года *** в документах архивного фонда администрации города Алейска "Постановления главы администрации города" за 2005 год постановлением главы администрации города от 22 февраля 2005 года *** "адрес" включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства "данные изъяты" КЭЧ от 11 февраля 2005 года N *** Постановлением администрации города от 24 марта 2005 года *** постановление администрации города от 22 февраля 2005 года *** "О включении свободных жилых помещений в число служебных" было отменено (л.д.9).
Согласно справке комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска Алтайского края от 21 марта 2014 года *** в реестре объектов муниципальной собственности города Алейска жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" , отсутствует (л.д.11).
Из отзыва 2-го отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 19 июня 2014 года *** следует, что "адрес" не числится в перечне специализированного (служебного) фонда Алейского гарнизона (л.д.66-67).
С учетом приведенных обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу, что жилое помещение по адресу: "адрес" не относится к специализированному жилищному фонду, имеет статус жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма.
Б.В.А. изъявила желание приватизировать спорное жилое помещение, подав заявление на передачу в собственность занимаемой ею квартиры, при этом ее сын - Б.Г.В. отказался от участия в приватизации (л.д.12).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р г.Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1079-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
По сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае от 18 января 2013 года N *** по состоянию на 15 января 2013 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае учтено здание жилого дома, расположенное по адресу: "адрес" , правообладателем которого являлась Алейская КЭЧ, реорганизованная во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1871 (л.д.24-25).
Пунктом 7 Приказа Министерства обороны Российской Федерации N1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20 декабря 2010 года приказано реорганизовать ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Минобороны Российской Федерации, указанных в приложении N 5 к настоящему приказу.
В приложении *** к Приказу Министерства обороны Российской Федерации *** от 17 декабря 2010 года значится Алейская квартирно-эксплуатационная часть.
Из Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы *** по г.Чите, внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации *** от 17 декабря 2010 года.
Из передаточного Акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01 апреля 2011 года следует, что Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения передан и жилой дом, в котором проживает истец по "адрес" .
Тип федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации изменен на Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года N 422-р.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N1053 Минобороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст.6 Федерального Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Исходя из изложенного, истцами правомерно заявлен иск к привлеченным к участию в деле ответчикам.
Согласно ответу ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ Б.В.А. было отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан начальнику ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не делегированы.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст.101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Оценивая доводы апелляционной жалобы ответчика о предоставлении спорного жилья Бокановскому В.Г. в качестве служебного, судебная коллегия учитывает, что согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
На основании ст.104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В силу ст.47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Таким образом, исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В представленном ордере *** от 25 июля 1980 года не указано, что Б.В.Г. предоставляется служебное жилое помещение, "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам, в ордере отсутствует.
Ответчиками на основании ст.ст.56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, а также доказательств того, что спорное жилое помещение было предоставлено семье истца без законных оснований, стороной ответчика также не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, оснований для отказа в приватизации данного жилого помещения, предусмотренного ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не установлено, а именно: спорная квартира к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, не находится в аварийном состоянии, не является комнатой в общежитии, в доме, расположенном в закрытом военном городке, а также не является служебным жилым помещением, Б.В.А. ранее не принимала участия в приватизации, постоянно проживала на территории г.Алейска на территории закрытого военного городка, место жительства не меняла. Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, у суда не имелось оснований прийти к выводу о том, что истица проживает в служебном жилом помещении.
Довод жалобы ответчика о том, что наличие или отсутствие присвоенного в установленном порядке статуса "служебное" жилому помещению не тождественно понятию служебное жилое помещение, предоставленное на период исполнения трудовых обязанностей, является несостоятельным, так как основан на ошибочном толковании норм материального права.
Ссылка ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации на отсутствие у них полномочий по передаче жилья в собственность граждан в силу изложенного не могут служить препятствием для реализации истцами права, предусмотренного действующим законодательством.
Ссылка в жалобе на то, что жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих, а не лиц гражданского персонала, правового значения для разрешения спора не имеют. В данном случае спорные правоотношения не регулируются Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, доводы жалобы правовых оснований к отмене судебного решения не содержат, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алейского городского суда Алтайского края от 23 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.