Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Титовой В.В., Мокрушиной В.П.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Симонова А. Л.
на решение Тюменцевского районного суда Алтайского края от 08 августа 2014 года по делу по иску Симонова А. Л. к Администрации " ... " района Алтайского края о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Симонов А.Л. обратился в суд с иском к Администрации " ... " района Алтайского края о признании незаконным сообщения *** от ДД.ММ.ГГ , включении в списки участников программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы", взыскании компенсации морального вреда в размере " ... " рублей. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что семья Симонова А.Л. нуждается в улучшении жилищных условий. На основании заявления от ДД.ММ.ГГ и документов, поданных в администрацию " ... " района, Симонов А.Л. был включен в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года". Однако за время действия программы денежные средства истцу выплачены не были. Как следует из результатов проверки, проведенной прокуратурой, в рамках указанной программы денежные средства были выделены семье Р.Е.А. , вставшей на очередь позднее истца. В ДД.ММ.ГГ администрация " ... " района сообщила истцу, что срок действия федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" заканчивается и на основании ст.44 Федерального закона "О полиции" Симонов А.Л. не может быть участником федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". Полагает, что имеет право на участие в программе, так как ранее был включен в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
Действиями администрации " ... " района ему причинены нравственные страдания и переживания, размер компенсации морального вреда оценивает в " ... " рублей.
В ходе судебного разбирательства представителем истца исковые требования в части признания незаконными действий ответчика были уточнены. Просила признать незаконными действия администрации " ... " района Алтайского края по выдаче субсидии на улучшение жилищных условий семье Р.Е.А. , по снятию Симонова А.Л. с учета в качестве участника федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и направлению сообщения *** от ДД.ММ.ГГ . В остальной части настаивала на удовлетворении требований, изложенных в исковом заявлении.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Главное управление сельского хозяйства Алтайского края.
Решением Тюменцевского районного суда Алтайского края от 08 августа 2014 г. Симонову А.Л. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Симонов А.Л. просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм процессуального права, так как Симонову А.Л. о нарушении своих прав стало известно с момента принятия и публикации Постановления Администрации Алтайского края от 19 марта 2014 г. N 120, которое не ограничивает право на получение субсидий граждан, ранее включенных в списки в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года". Программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" начала работать с 01 января 2014 г., поэтому администрация, направляя сообщение от ДД.ММ.ГГ не могла руководствоваться положениями данной программы. Отказ в иске со ссылкой на статью 44 Федерального закона "О полиции" незаконен.
Представителем администрации " ... " района Алтайского края на апелляционную жалобу Симонова А.Л. поданы возражения с указанием на ее необоснованность.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу положений части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно части 2 названной нормы причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При рассмотрении дела установлено, что сообщение администрации " ... " района *** от ДД.ММ.ГГ о невключении Симонова А.Л. с ДД.ММ.ГГ в число участников федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-1017 годы и на период до 2020 года" с разъяснением об окончании срока действия федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" ДД.ММ.ГГ было получено Симоновым А.Л. ДД.ММ.ГГ , о выделении семье Р.Е.А. субсидии на улучшение жилищных условий Симонов А.Л. узнал из ответа прокурора " ... " района ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ , что не оспаривалось представителем заявителя при разбирательстве дела судом первой инстанции.
Между тем в суд с требованиями об оспаривании действий, связанных с исключением из числа участников федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", и невключением в число участников федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-1017 годы и на период до 2020 года" Симонов А.Л. обратился только ДД.ММ.ГГ Об оспаривании действий администрации " ... " района Алтайского края по выдаче субсидии на улучшение жилищных условий семье Р.Е.А. заявлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГ
Таким образом, обращение в суд последовало с пропуском установленного законом трехмесячного срока, доказательства уважительности причин пропуска такого срока не представлены.
Из протокола судебного заседания видно, что суд первой инстанции принял меры к выяснению причин пропуска процессуального срока, который представитель Симонова А.Л. - Дементьева Л.Е. объяснила длительным изучением законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Иных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного, по мнению истца, права, не названо.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о правильности суждения суда об отсутствии оснований для восстановления процессуального срока, нарушение которого без уважительных причин в силу положений части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что Симонов А.Л. о нарушении своих прав узнал, только с момента принятия и публикации Постановления Администрации Алтайского края от 19 марта 2014 г. N 120
"Об утверждении порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья" безоснователен, поскольку о невключении в число участников федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" с ДД.ММ.ГГ Симонову А.Л. было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГ , полученным ДД.ММ.ГГ Именно с этого момента подлежит исчислению трехмесячный срок. Кроме того, с момента вступления в законную силу Постановления Администрации Алтайского края от 19 марта 2014 г. N 120 до момента обращения Симонова А.Л. в суд защитой нарушенного, по мнению истца, права также прошло более трех месяцев.
Иных доводов, опровергающих вывод суда о пропуске срока обращения в суд, апелляционная жалоба не содержит.
Более того, верным является и вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований по существу.
Судом установлено, что Симонов А.Л. проходит службу в должности " ... "
Сторонами не оспаривалось, что Симонов А.Л. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет нуждающихся и включен в сводный список граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", по " ... " району.
В период действия программы социальной выплатой обеспечен не был.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Постановлением Администрации Алтайского края от 02 августа 2011 г. N 420 (в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 16 ноября 2013 г. N 602) утверждена государственная программа Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы. В рамках указанных Программ не предусматривается выделение социальных выплат на улучшение жилищных условий в сельской местности гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение предусмотрено ст. 44 Федерального закона "О полиции".
Постановлением Администрации Алтайского края от 19 марта 2014 г. N 120 утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, который разработан в соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", государственной программой Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы, и определяет условия предоставления в рамках реализации Программы и использования социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
В соответствии с п.1.7 названного Порядка социальные выплаты в первую очередь предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, включенным в списки изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N858, при соблюдении условий, установленных указанным порядком.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что жилищные права Симонова А.Л. подлежат реализации в рамках Федерального закона "О полиции", применяемого в системной взаимосвязи с иными федеральными законами, в том числе нормами жилищного законодательства, и иными нормативными актами Российской Федерации, регулирующими порядок реализации права на жилищное обеспечение сотрудника полиции. Соответственно, условия, необходимые для включения истца в списки участников федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" не соблюдены, поэтому, несмотря на то, что в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" Симонов А.Л. не был обеспечен социальной выплатой на улучшение жилищных условий в сельской местности, оснований для включения его в списки участников федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" не имелось.
Доводы жалобы об обратном основаны на неправильном толковании и понимании правовых норм, регулирующих настоящие правоотношения, в связи с чем во внимание не принимаются.
По этим же основаниям отклоняются доводы жалобы о несоблюдении порядка предоставления социальной выплаты семье Р.Е.А.
Вместе с тем судебная коллегия не может не обратить внимание на то обстоятельство, что на момент предоставления социальной выплаты семье Р.Е.А. , оказавшейся в трудной жизненной ситуации, Симонов Е.Л. в сводный список граждан " ... " района Алтайского края был включен под N *** . При этом в " ... " году такая выплата была предоставлена только одной семье из данного списка.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося решения, жалоба не содержит.
При таком положении апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Симонова А. Л. на решение Тюменцевского районного суда Алтайского края от 08 августа 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.